Москва, 24 мая 2001 года. На первый взгляд, жители американского штата Калифорния и россияне имеют мало общего. Но отключения электроэнергии, в результате которых остаются во тьме миллионы людей, а также реформы, заставляющие цены на электричество взлетать до небес, вызывают жалобы, которые можно услышать столь же часто на бульваре Сансет, сколь и на Тверской улице.
Россия, предупреждают аналитики, пытается разрешить жестокий энергетический кризис с помощью плана, который может повторить многие из сделанных в Калифорнии ошибок, причем с потенциально гораздо более серьезными последствиями для нередко замерзающей 146-миллионной нации, полностью зависимой от своей приходящей в упадок системы электроснабжения.
"Это критически важно, - заявляет старший экономист вашингтонской консалтинговой фирмы "PlanEcon". - Народ будет возмущаться и - давайте говорить прямо - люди могут действительно начать умирать, поскольку цены пойдут вверх, и то, что обычно работало, перестанет работать. Но, если ничего не предпринимать, через 3 года вся Россия может погрузиться во тьму. И сколько народу от этого умрет?"
Немногие сомневаются в необходимости коренных реформ после многих лет занижения тарифов на электроэнергию и целого десятилетия отсутствия новых инвестиций, оставивших крупнейшую в мире электрическую систему в плачевном состоянии. Но, предложенный Москвой и предварительно одобренный в субботу план широких реформ для гигантской российской электрической монополии по сути своей является также силовой борьбой за электроэнергию.
"Эту борьбу за электроэнергию следует рассматривать в более широком политическом контексте, - говорит Роберт Орттунг (Robert Orttung), редактор регионального доклада по России, подготовленного в нью-йоркском Институте Восток-Запад. - Это борьба между российским президентом Владимиром Путиным и региональными губернаторами". "Возможно, план несостоятелен с экономической точки зрения, но он кажется вам рациональным, если вы - бывший офицер КГБ и хотите установить контроль над регионами", - говорит он.
Г-н Путин обещал сделать реформу контролируемого государством РАО "Единые энергетические системы" (ЕЭС) главной экономической целью этого года. После многомесячных дебатов предложен компромиссный план, в соответствии с которым "ЕЭС" и примерно 80 ее региональных дочерних компаний, поставляющих электроэнергию практически в каждый российский дом, будут разукрупнены. С тем чтобы ввести конкуренцию, производящие электроэнергию и поставляющие электроэнергию на рынок структурные подразделения РАО "ЕЭС" предлагается разделить и приватизировать - как в Калифорнии - тогда как ветшающую сеть высоковольтных линий электропередачи предлагается консолидировать и сохранить в руках государства. При этом цены на электроэнергию возрастут, как минимум, вдвое.
Государство владеет 52% акций РАО "ЕЭС", но другие акционеры (из которых более половины являются иностранными гражданами) выражают возмущение в связи с тем, что в результате реструктуризации может уменьшится капитализация РАО "ЕЭС". Главным автором этого плана реформирования является глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, который в 90-х годах выступал архитектором дискредитировавших себя схем "прихватизации" государственного имущества. Брокеры фондовой биржи во вторник констатировали снижение доверия инвесторов к данному плану, которое выразилось в резком оттоке денег из РАО "ЕЭС".
В общем и целом, результаты реформы РАО "ЕЭС", по мнению кремленологов, не расходятся с более широкой политической повесткой г-на Путина, который намерен снова централизовать власть в государстве, обуздав региональных губернаторов. Тем не менее с критическими замечаниями по плану выступил Андрей Илларионов, не согласный с г-ном Чубайсом экономический советник г-на Путина. Г-н Илларионов заявил, что этот план отвечает интересам "небольшой группы" руководителей РАО "ЕЭС" и "почти не отражает мнений и предложений президента России".
Член Совета директоров РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников возразил, что план реформирования было бы "абсолютно невозможно" претворить в жизнь без прямой поддержки со стороны г-на Путина - и что приведение к повиновению региональных губернаторов, которые долгие годы устанавливали местные тарифы на электроэнергию в расчете на завоевание популярности у населения, является "главным достижением". "РАО "ЕЭС" - это ниточка, за которую нужно потянуть, чтобы развязать узел всех российских экономических проблем, - говорит г-н Трапезников. - Сегодня федеральная власть сильна и может говорить с региональными губернаторами так, как они того заслуживают - и настаивать на политической линии президента". "Главная задача реформы, - подчеркивает он, - заключается в том, чтобы блокировать, остановить, не допустить регионализации российской энергетической базы". Здесь, в России, электроэнергетика являлась чуть ли не священной отраслью экономики с того момента, когда в 1920 году Ленин заявил: "Коммунизм - есть советская власть плюс электрификация".
"Единые энергетические системы" - стоящая 8 млрд. долл. США империя, в которую входят 440 электростанций и тысячи километров линий электропередачи - одна из немногих сетей, которые, наряду с железными дорогами и газопроводами, связывают вместе всю Россию. Но сегодня крупнейшая в мире энергетическая система разрушается. Прошедшая зима оказалась самой тяжелой за все годы. Целые регионы российского Дальнего Востока страдали от отключений электроэнергии и беспрецедентных холодов. Изношенные трубы и провода ломались, замерзала вода в сливных бачках туалетов в домах, и протесты общественности привели к увольнению министра энергетики.
Если уж и осуществлять когда-то реформы, то нынешнее время - когда российская экономика подкрепляется высокими мировыми ценами на нефть - является для этого наиболее подходящим. "Сейчас настал благоприятный момент для осуществления реформ, но за любые задержки придется платить высокую цену, - говорит г-н Трапезников. - Упущенные годы сделают реформу гораздо более болезненной для потребителей электроэнергии, которые в конечном итоге и должны будут за это платить".
Однако аналитики предупреждают, что экономическая и политическая нестабильность, в совокупности с неблагоприятным для инвесторов климатом, могут привести к катастрофе вроде калифорнийской. "Россия повторяет калифорнийские ошибки, но в данном случае ставки гораздо выше, - заявляет г-н Орттунг. - Сегодня розничные цены на электроэнергию контролируют в большинстве случаев региональные губернаторы и они, естественно, хотят удерживать их на низком уровне, чтобы местное население было счастливо, а бизнес был прибыльным.
Именно этого хотели и в Калифорнии. Но лимиты розничных цен, которые установил Золотой штат Америки, не позволили торгующим электроэнергией фирмам абсорбировать флуктуацию цен оптовых торговцев электроэнергией, которые в прошлом году резко менялись в зависимости от цены на нефть, что и привело к многочисленным банкротствам. Точно так же в России министры обещают установить потолок для розничных цен с тем, чтобы ожидаемое увеличение вдвое отпускных цен на электроэнергию "не стало катастрофическим". Еще один урок Калифорнии заключается в том, что быстрые реформы, как "шоковая терапия", дают наилучшие результаты. Россия приступает к делу медленно. "Растянутая на большой срок либерализация цен┘может привести к провалу всей реформы, - говорит г-н Слей (Slay) из фирмы "PlanEcon". - Постепенный отпуск цен неизбежен в том смысле, что российская семья с доходом 100 долл. США в месяц не может выдержать резкого увеличения платы за электроэнергию, как не выдержат этого и промышленные предприятия".
Но известны и случаи успешных реформ такого рода. Восточноевропейские страны, например, Польша, Венгрия и Чешская Республика, также имели изношенные электрические системы, когда более десятилетия назад упал Железный занавес. "Им удалось либерализовать свои системы электроснабжения настолько, что к ним пришли западные компании, построили предприятия и стали получать прибыли, - говорит г-н Слей. Вот как надо действовать. Не обязательно в результате получается так, как в Калифорнии".
Глава РАО "ЕЭС" г-н Чубайс заслужил аплодисменты за то, что в прошлом году довел платежи за потребленную электроэнергию наличными деньгами до 74% - что очень важно для будущих инвестиций. В первой половине 1999 года только четвертую часть платежей составили наличные деньги. Остальные долги за электроэнергию были погашены, нередко незаконно, "маслом, бюстгальтерами и бутылками водки", говорит г-н Слей. Как следствие этого, до недавних пор внутренние инвестиции были невозможны в РАО "ЕЭС", которому, согласно одной из оценок, в ближайшие 9 лет нужны 35 млрд. долл. США, чтобы не гас свет.
По мнению г-на Орттунга, выражаемая в настоящее время вкладчиками РАО "ЕЭС" озабоченность означает, что реформа системы электроснабжения, возможно, "обречена на неудачу". "Бессмысленно иметь план, который в случае его осуществления оттолкнет всех инвесторов", - считает он.
Перевод: Виктор Федотов