Вашингтон, 27 мая 2001 года. По сведениям, полученным от высокопоставленных стратегов администрации Буша-младшего (George W. Bush), для того чтобы добиться согласия России на отказ от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года, Соединенные Штаты Америки подготавливают широкие предложения по закупкам российских вооружений, военной помощи России и проведению совместных учений сил противоракетной обороны. Официальные представители администрации США заявили, что России, скорее всего, будет предложено в том числе выкупить ее зенитно-ракетные комплексы С-300, которые могут быть интегрированы в состав противоракетного щита для защиты России и Европы. Некоторые из подготавливаемых администрацией США предложений в сокращенном виде уже были доведены до официальных представителей России, а полный план предполагается озвучить при личной встрече президента Буша-младшего с президентом Владимиром Путиным в Словении 16 июня.
Другие предложения построены на идеях, которые были выдвинуты еще при администрации Буша-старшего (George Bush Snr.) и безуспешно проталкивались, когда президентом США был Билл Клинтон (Bill Clinton). В их число входят: предложение о проведении в предстоящие годы совместных учений по обнаружению, опознаванию и перехвату атакующих боеголовок баллистических ракет; предложение о выделений средств на устаревающую российскую систему радиолокационного наблюдения и об обмене данными раннего предупреждения (о ракетно-ядерном нападении - прим. пер.).
Администрация США предпочитает пока не обнародовать свои планы. Но в одном из данных на прошлой неделе интервью советник президента Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) разъяснила преследуемые администрацией США общие цели в таких словах: "Мы хотим убедить русских, что в их же интересах пойти дальше Договора по ПРО и построить с нами новые отношения (в стратегической сфере - прим. пер.)". Г-н Буш-младший оказался в положении, когда ему нужно согласие президента Путина на отказ от Договора по ПРО - как для того, чтобы рассеять сильные возражения европейцев против военных планов США, так и для того, чтобы ублажить американский конгресс, где сенатские комиссии по делам вооруженных сил и по иностранным делам вскоре могут оказаться в руках демократов.
Новая стратегия в отношении России находится в резком контрасте с той, которую проводила в жизнь администрация США в предыдущие недели, когда г-н Буш-младший и его помощники по национальной безопасности заявляли, что намерены как можно скорее в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО. Однако план г-на Буша-младшего встретится с множеством препятствий - в Москве, здесь, в Вашингтоне, и в иностранных столицах, особенно в Пекине. К примеру, предложения России могут показаться недостаточными г-ну Путину или российской военной бюрократии, которую он должен держать под контролем и которой его администрация пытается управлять.
Большинство деталей нового американского пакета предложений не было доведено до сведения Москвы, хотя намеки на них делались в ходе официальных американо-российских встреч ранее в этом месяце. Один представитель американской администрации заявил, что ответная реакция была "нулевой", но добавил, что "мы надеемся, что российская сторона к середине лета выскажет свое желание сотрудничать в вопросах противоракетной обороны, сокращения ядерного оружия и налаживания более широких двусторонних связей".
Задача г-на Буша-младшего была сильно усложнена бегством из республиканской партии сенатора от штата Вермонт Джеймса Джеффордса (James M. Jeffords) и последовавшей в результате этого утратой республиканского контроля в сенате. Сенаторы-демократы, которые, предположительно, возглавят комиссии по делам вооруженных сил и по иностранным делам, не одобряют планов г-на Буша-младшего и выражают твердое несогласие с односторонним выходом США из Договора по ПРО. Поэтому, как признал один высокопоставленный представитель Белого дома, "если мы хотим, чтобы этот план оказался работоспособным, русские должны на него согласиться".
Но даже ограниченная поддержка Москвой американского плана создания противоракетного щита почти наверняка вызовет опасения китайских руководителей, что их хотят обойти и что национальная система противоракетной обороны (НПРО) США создается для противодействия их скромным стратегическим ядерным силам. Г-н Путин и китайский президент Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) сами начали переговоры о сотрудничестве с целью противодействия растущей американской глобальной военной и экономической мощи. Представители Белого дома говорят, что со временем, быть может, они будут готовы поделиться некоторыми технологиями также с Пекином.
Намек на новые идеи американской администрации был впервые сделан ранее в этом месяце Полом Вулфовицем (Paul D. Wolfowitz) и заместителем государственного секретаря США Стефеном Хэдли (Stephen J. Hadley), когда те находились с визитом в Москве. Наконец, американская администрация может предложить России приманки невоенного характера. Например, Белый дом уже обсуждает вопрос оказания России экономической помощи или помощи в строительстве правовой системы и коммерческой системы, чтобы сделать Россию более привлекательной для иностранных инвесторов, многие из которых бежали после экономического кризиса 1998 года.
Некоторые элементы военных предложений - в том числе о проведении совместных учений или о помощи России в деле модернизации ее радиолокационной системы раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении - не новы, но в прошлом реакция на них была неоднозначной. Например, в 1992 году, когда президентами были Борис Ельцин и г-н Буш-старший, они обсуждали вопрос проведения совместных учений сил противоракетной обороны. Г-н Клинтон прилагал очень большие усилия с целью заключить с Россией "великую сделку" по стратегическим вооружениям, которая предусматривала создание новой структуры безопасности, основанной на сокращении количества ядерных зарядов на стратегических носителях, возможно, на изменении Договора по ПРО и развертывании в каждой из стран ограниченных систем противоракетной обороны.
Администрация Клинтона сделала России также предложение о помощи в деле завершения строительства крупной РЛС слежения за баллистическими ракетами под городом Иркутск, в Сибири, если Москва согласится на пересмотр Договора по ПРО. Кроме того, российские и американские офицеры провели два совместных учения по противоракетной обороне (в Москве в 1996 году и в Колорадо-Спрингс в 1998 году), но эти учения едва ли представляли из себя нечто большее, чем компьютерные игры.
В прошлом году в течение короткого времени велась подготовка к проведению "командно-штабного учения" в Форт-Блисс, США, но на прошлой неделе представитель Пентагона заявил, что это учение отложено как минимум до 2002 года. В ходе учения русские и американцы должны отрабатывать взаимодействие при отслеживании вражеских ракет и наведении на них перехватчиков. Высокопоставленный представитель администрации США сообщил: "Перед учениями стоит задача выявить возможности оперативной совместимости наших и их противоракетных систем. Если бы системы оказались совместимыми, то из этого можно было бы извлечь большую пользу".
Как сообщили представители администрации, г-н Буш-младший воспользуется намеченной на июнь встречей на высшем уровне, чтобы лично познакомиться с г-ном Путиным, однако каких-либо серьезных обсуждений не ожидается ранее, чем в июле, при их следующей встрече в Италии на ежегодном экономическом форуме представителей промышленно развитых государств. К тому времени, как надеется администрация США, у нее уже будет подготовленный перечень инициатив. Но один высокопоставленный представитель американской администрации заявил, что "самое трудное для любого перечня" - это предложение о проведении совместных исследований и разработок, "принимая во внимание их собственную практику в сфере распространения" (оружия массового поражения - прим. пер.). "У нас никогда не было бы уверенности, что русские не поделятся полученными от нас технологиями с другими", - добавил он.
Г-н Буш-младший рассчитывает сыграть на политических нуждах г-на Путина, доказывая, что Россия и Соединенные Штаты Америки равно уязвимы от нападения небольших "государств-изгоев" и террористов. В числе угроз, которые заботят Россию, стоят распространение в мире ракет и ракетных технологий, а также угроза накапливания биологического, химического и, в перспективе, ядерного оружия на ее южных границах. Однако сама Россия активно продает обычные вооружения для получения твердой валюты. Пожелавший остаться неназванным высокопоставленный представитель американской администрации признал, что прежде чем вести речь о тесном сотрудничестве, "нам придется провести с русскими серьезные обсуждения" по вопросу их поведения в части касающейся распространения (оружия массового поражения - прим. пер.).
Предложение о модернизации российских радиолокационных станций исходит из того факта, что системы раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении являются авангардом и гордостью любой военной организации - а российские системы находятся в отчаянном положении. Ранее в этом месяце, например, пожар на одной из радиорелейных станций на какое-то время сделал слепыми четыре российских спутника.
Для американской стороны наиболее привлекателен российский зенитно-ракетный комплекс С-300 (условное обозначение НАТО S-10 - прим. пер.). Он разработан для перехвата и уничтожения скоростных бомбардировщиков, крылатых ракет и некоторых менее совершенных баллистических ракет малой и средней дальности стрельбы. Аналитики приравнивают комплекс С-300 к американскому комплексу "Пэтриот", который использовался в период войны в Персидском заливе. Однако как "Пэтриот", так и С-300 не обеспечивают стабильной надежности перехвата, а потому интегрирование комплекса С-300 в систему противоракетной обороны едва ли успокоит критиков, которые утверждают, что технологии для создания 100-процентно эффективного противоракетного щита появятся еще не скоро. В России делаются попытки на основе комплекса С-300 разработать усовершенствованный комплекс С-400 с дальностью перехвата 75-250 миль (1 морская миля = 1,853 км), который можно было бы наводить с помощью РЛС российской конструкции. Согласно докладу Федерации американских ученых боевые возможности комплекса С-400 вплотную приближаются к пределам, установленным Договором по ПРО, который ограничивает дальность стрельбы принимаемых на вооружение противоракетных систем обеих сторон. Если г-н Буш-младший сумеет убедить Россию отказаться от Договора по ПРО, то этих ограничений не станет. "Русские имеют кое-какие очень хорошие технологии, - заявил другой высокопоставленный представитель американской администрации. - Почему бы нам не воспользоваться этими технологиями, особенно если мы собираемся идти по пути сотрудничества".
Куда более трудная дипломатическая задача - достичь взаимопонимания с Китаем. Китайские официальные лица уже сегодня рассматривают предложение г-на Буша-младшего о создании противоракетного щита как попытку нейтрализовать относительно слабые стратегические ядерные силы Пекина. Их очень обеспокоило заявление о том, что мобильные системы региональной противоракетной обороны, развернутые на американских кораблях, возможно, будут использоваться для обороны Тайваня. Китайцы предприняли попытку объединить свои усилия с Россией, доказывая, что подобная американская система ведет к гонке вооружений.
Белый дом явно стремится сделать Россию своим союзником, а исход этого противоборства может повлиять на соотношение военной мощи в мире в предстоящие десятилетия. Поэтому, скорее всего, г-н Буш-младший постарается представить любые проводимые совместно с Россией меры в области противоракетной обороны как попытку защитить ее и Европу от "государств-изгоев", особенно от Ирана и Ирака. Северная Корея, другая страна, непредсказуемость которой используется для оправдания плана г-на Буша-младшего, имеет ракеты, которые вполне способны нанести удар по российскому Дальнему Востоку. Но самая протяженная граница у России с Китаем, а Пекин несомненно станет рассматривать всякое сотрудничество между Москвой и Вашингтоном как серьезную угрозу своей безопасности.
Перевод: Виктор Федотов