Демократическая партия, получившая по случаю большинство в сенате США, расставляет свои первые акценты во внешней политике, в политике безопасности, в области энергетики и торговли. Эти акценты входят в противоречие с правительственной программой президента Буша (Bush). Судя по всему, Буш, которому надо привыкать к новой расстановке сил в конгрессе и одновременно готовиться к встрече с президентом России Путиным, намеченной на 16 июня в Словении, уже несколько отступил от своей привычки действовать в одностороннем порядке.
В преддверии получения большинства в американском сенате, а это событие произойдет 5 июня, ведущие члены Демократической партии уже ясно расставили свои первые акценты во внешней политике, в политике безопасности, в области энергетики и торговли. Эти акценты входят в противоречие с правительственной программой президента Буша (Bush). Достаточно сказать о скептических высказываниях по поводу столь желанного "ракетного щита" и решительных выступлений в поддержку сохранения договора по ПРО от 1972 года с Россией. Сюда же следует отнести предупредительные сигналы, касающиеся создания панамериканской зоны свободной торговли и разработки месторождений нефти и газа в природоохранных районах Аляски.
Судя по всему, Буш, которому надо привыкать к новой расстановке сил в конгрессе и одновременно готовиться к встрече с президентом России Путиным, намеченной на 16 июня в Словении, тем временем несколько отступил от своей привычки действовать в одностороннем порядке. Например, это произошло в случае с решением о немедленном выходе США из договора по ПРО об ограничении систем противоракетной обороны. Вместо этого президент готовится внести приемлемые изменения, разрабатывая для Москвы широкий пакет предложений по вопросам стратегического партнерства и сотрудничества в военно-технической сфере. Согласно материалу, опубликованному вчера в газете "New York Times", речь помимо этого может идти также о военной помощи, проведении совместных учений подразделений противоракетной обороны, и даже о возможной закупке в России таких систем вооружения, как ракеты класса земля-воздух для зенитно-ракетного комплекса С-300, аналогичные американским ракетам "Пэтриот".
Эти ракеты, предназначенные для перехвата бомбардировщиков, крылатых ракет и малоскоростных ракет малой и средней дальности, могут быть использованы в этом качестве в качестве элемента интегрированного оборонительного щита над Европой и Россией. Предложение, с которым, как предполагается, выступит Буш и которое должно ослабить сопротивление Путина плану реализации проекта НПРО при условии наличия угрозы ракетного нападения со стороны "государств-изгоев", пока еще окончательно не сформулировано. Однако, как утверждается, заместитель министра обороны Пол Вульфовиц (Paul Wolfowitz) и заместитель советника по вопросам национальной безопасности Стивен Хадли (Stephen Hadley) в ходе контактов с членами российского правительства уже сделали его набросок.
Среди прочего рассматривается вопрос о финансовой поддержке со стороны США ремонта российских радиолокационных станций и замены систем раннего предупреждения. Аналогичные планы обсуждались еще в бытность президентом Буша-отца и его преемника Клинтона (Clinton) с предшественником Путина Ельциным, но планы эти так и не были осуществлены. В настоящее время цитируется следующее высказывание советника по национальной безопасности Кондолизы Райс (Kondoleezza Rice): "Мы хотим убедить русских, что в их интересах выйти из договора по ПРО и начать отношения с нами с чистого листа".
Сделает ли Буш соответствующие предложения Китаю, и если "да", то в каком объеме, пока неясно, тем более, что Путин уже обговорил с президентом Цзян Цзэминем (Jiang Zemin) возможность военного сотрудничества, имеющего "антиамериканскую" направленность.
Уже в начале этой недели президент смог убедиться, в какой мере могут пострадать в силу новой расстановки сил в сенате в пользу демократического большинства его планы в области внешней политики и политики безопасности. Назначенный на пост лидера фракции Томас Дашль (Thomas Daschle) сказал, что он выступает за более глубокое "изучение" договора по ПРО, но не за выход из него и добавил: "Президент сказал, что хочет разворачивать НПРО. Я думаю, что это преждевременное решение, и что мы, естественно, не готовы к этому".
Сенаторы Джозеф Байден (Joseph Biden) и Карл Левин (Carl Levin), которых прочат на посты председателей соответственно комиссии по иностранным делам и комиссии по вопросам обороны, тоже против выхода из договора по ПРО. Они сомневаются в возможности создания противоракетного щита с точки зрения его технической исполнимости и финансовых возможностей. В одном из своих телевизионных интервью Левин сказал, что развертывание такой системы "может привести к очень негативной и опасной реакции со стороны России и Китая".
Буш вынужден считаться также с возможностью ограничений, сдерживания и попытками внесения корректировок, что касается других внешнеполитических вопросов. Например, ведущие демократы выступают за большее присутствие США на Ближнем Востоке и против преждевременного, по их мнению, вывода американских войск с Балкан. Предположительно, они попытаются, по крайней мере, вновь поставить на обсуждение ранее отклоненные палатой международные договоры, несмотря на то, что перспективы набрать две трети голосов для их утверждения остаются призрачными. Это касается как договора о запрещении ядерных испытаний, как и отвергнутых соглашений о запрете химического оружия.
Судя по всему, под угрозой уже находятся два кадровых решения Буша. По мнению оппозиции, остается "очень призрачной" перспектива утверждения на пост нового главы управления по делам Латинской Америки в министерстве иностранных дел (официально кандидатура пока не предлагалась) кубинского эмигранта Отто Райха (Otto Reich). При президенте Рональде Рейгане (Ronald Reagan) последний был связан с реализацией секретной помощи "контрас" в Никарагуа. Назначение послом в Организации Объединенных наций Джона Негропонте (John Negroponte), который при Рейгане был послом в Никарагуа, котоый подвергался критике, тоже грозит вылиться, по меньшей мере, в тяжелую процедуру слушаний по его кандидатуре.
Принятое на "саммите Америки" в Квебеке решение о создании в период до 2005 года зоны свободной торговли, "начиная от Полярного круга и кончая островом Огненная Земля, столкнется, как предполагается, с сопротивлением тесно связанной с профсоюзами Демократической партии. Надежда Буша, быстро получить "мандат на пользование скоростной полосой" парламента в вопросах переговоров, может не сбыться. Причиной тому то, что председательский пост в соответствующей комиссии сената по вопросам торговли, который прежде занимал республиканский сторонник свободной торговли Джон Маккейн (John McCain), перешел к стороннику соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (Nafta) Эрнесту Холлингу (Ernest Hollings).
Между тем, руководитель оппозиции Дашль заявил о решительном неприятии демократами намерений Буша в области энергетики в двух плоскостях. Он назвал "похороненным" предложение о добыче нефти и газа в природоохранных районах Арктики. Он также назвал "невозможным" более широкое использование атомной энергии за счет строительства новых атомных электростанций до тех пор, пока у Соединенных Штатов не будет своего хранилища ядерных отходов.
Перевод: Владимир Синица