Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда нет доверия между США и Германией

Der Tagesspiegel (Германия): Когда нет доверия между США и Германией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня перед членами комиссии по иностранным делам бундестага предстоит объясняться двум немецким дипломатам: Михаэль Штайнеру, советнику канцлера ФРГ Шрёдера и Юргену Хроборгу, пока ещё послу в Вашингтоне. Обоим придётся ответить на вопрос, кто сделал достоянием гласности содержание разговора канцлера и президента США. Ситуацию, возникшую в связи с поисками виновных, как в США, так и в Германии, газета характеризует как эрозию доверия.

Два дипломата будут сегодня отчитываться перед членами комиссии по иностранным делам. Объясняться должны будут Михаэль Штайнер (Michael Steiner), человек Шредера (Schroeder), выполняющий поручения последнего по всему необъятному миру, и Юрген Хроборг (Jurgen Chroborg), пока еще посол в Вашингтоне, который вскоре превратится в госсекретаря в министерстве Йошки Фишера (Joschka Fischer). Речь пойдет об ответственности. Кто сделал достоянием общественности то, что докладывал Хроборг о первом разговоре Шредера и Джорджа Буша (George Bush)? Предстоит выяснить еще одно: не имели ли преувеличения в докладе Штайнера, в котором он сообщал об отказе Каддафи (Gaddafi) от идей терроризма и о признании причастности в террористических актах в Локбери и "Ла Белле", целью повысить доверие к Ливии - при этом с точки зрения немецких экономических интересов в Северной Африке?

Поиски места утечки более всего подходят для обвинений. Все же второй вопрос, вопрос политического свойства, важнее. Надо надеяться, что депутаты задумаются над тем, что история с протоколом нечто иное, чем просто изолированное явление. Оно дополняет целый ряд происшествий, которые имели один и тот же несчастливый конец: эрозию доверия.

Утрата доверия между Берлином, Москвой и Вашингтоном чувствуется наиболее отчетливо. В начале года в злых намерениях подозревали американцы. Во время рождественского катания на санях Шредер пообещал Путину затормозить реализацию планов дальнейшего расширения НАТО на восток с тем, чтобы ни одна из стран Балтии не была принята в альянс. Так считали на Потомаке. Эффект от опровержения этих слухов был небольшим. Прежде США были выкинуты из двух органов ООН. Проблема заключалась в том, что у Вашингтона был добрый десяток письменных заверений европейских государств в том, что те будут голосовать в поддержку США. Снова подозрения в злых намерениях: если добрый десяток европейских государств соглашается с лишением США представительства, значит был сговор? Может даже в Брюсселе или в рамках ЕС?

Теперь немецкие правительственные чиновники распространяют слухи о том, что США, якобы, были заинтересованы в торпедировании сближения Германии с Ливией. Быть может, США, которые выгадали из истории Хроборга-Штайнера, как раз и являются зачинщиками? Может, утечка произошла совсем не из Берлина? Где тоже только занимаются инсинуациями, чтобы избежать собственной ответственности, и ведут расследование под опасным девизом. Во имя уменьшения внутриполитического ущерба в жертву приносится хрупкий внешнеполитический "фарфор".

Гора его черепков растет. Независимо от того, что обещал Шредер Путину. Москва, разумеется, должна возмущаться, когда ее представляют бездонной бочкой для коррупции. Независимо от того, сколь часто Шредер и Буш славят Североатлантический альянс, Германия в глазах США будет выглядеть рекрутом, если в политике будут и далее иметь место преувеличения и бестактность. Картина станет еще мрачнее, если к ней присмотреться внимательнее. Вашингтон значительно дистанцировался от Европы. Москва, в конечном счете, осталась одинокой. А в Германии растет фатальное стремление, вырыть для США могилу поглубже, ограничивая картину страны Буша представлениями о ней как о стране зла, где не отменена смертная казнь, стране, которая располагает арсеналами оружия и не приемлет аборты.

Игроки послеклинтоновской эпохи успели накопить массу проблем. Конфликты, приобретающие публичный характер, грубые по тональности и извечные по сути, такие, например, как проблема с ракетным вооружением или отказ Америки от протокола, подписанного в Киото, можно пережить. И, напротив, паутина, сплетенная из предположений, подозрений и ложных утверждений, способна вызывать лишь одну озабоченность. Добрые отношения нуждаются в заботе. Где исчезает доверие, там недалеко и до разрыва отношений.

Перевод: Владимир Синица