В 90-х годах Украина считалась ключевым элементом европейской архитектуры безопасности. Формула была проста: пока Украина оставалась независимой, Россия больше не могла образовать империю. Запад оберегал хрупкий суверенитет Украины, продекларировав "особое партнерство" между ней и НАТО, как и ЕС. Киев получал широкую экономическую помощь, прежде всего, из США.
Однако в решающий момент, когда с определением кандидатов на вступление в союз наметились контуры будущего ЕС, об Украине забыли. С тех пор в отношениях между Украиной и Западом царят разочарование и застой. "Скандал с прослушиванием телефонного разговора", связанный с именем президента, привел к тому, что Запад взял еще большую дистанцию по отношению к Киеву. Украина, так аргументировалась избранная длина дистанции, "слишком велика" для интеграции в Европе. Должно ли это означать, что Запад решил предоставить страну самой себе, а значит отдать на откуп России?
Украина с населением, насчитывающим 54 млн. человек, с не реформированной экономикой и высоким конфликтным потенциалом среди общественности - "слишком велика" и для России. Москве, несмотря на все усилия последних пяти лет, никак не удается добиться воссоединения с Белоруссией, в которой проживает всего девять миллионов человек. Президент России Владимир Путин, конечно, хотел бы использовать удачный исторический момент и, пока Запад отворачивается от Киева, попытаться добиться слияния российского и украинского энергетических и военно-промышленных комплексов, организовать проведение совместных войсковых учений и помочь российским предприятиям в участии в приватизации государственной собственности Украины. Все так же легко продается украинская властная элита.
Недавно канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) послал в украинскую столицу своего советника Михаэля Штайнера (Michael Steiner). Тот, якобы, выяснил, что ситуация там обостряется. Процессы, происходящие в последнее время, показали, что Украина развивается в направлении создания олигархического государства, каковыми уже давно стали постсоветские страны на Кавказе и в Средней Азии. Отличительными признаками такой системы являются то, что исполнительная, законодательная и судебная власти, пресса находятся в полной зависимости от национальных финансовых кланов.
На Украине разыгрывается российский сценарий. Сейчас, после падения в апреле реформистского правительства Виктора Ющенко, формируется коалиционное правительство с участием коммунистов, как это было в 1998 году после обвала рубля в России. В лице нового премьер-министра Украины Анатолия Кинаха найдена такая же компромиссная фигура, не претендующая на президентское кресло, каковой являлась три года назад в России кандидатура Евгения Примакова. Президент Кучма еще не успел отойти от политических скандалов последних месяцев и окончательно попадает под контроль своих олигархов, как это было с Борисом Ельциным в последние месяцы его правления. На парламентских выборах, которые состоятся в начале следующего года, различные группы олигархов будут пытаться путем умелого манипулирования окончательно взять под свой контроль Верховную Раду, украинский парламент, как это было проделано российскими олигархами во время думских выборов в декабре 1999 года.
После парламентских выборов 2002 года украинские олигархи получат в свои руки высшие властные полномочия. Однако, остановятся ли они на варианте Путина - это вопрос, поскольку российский президент после того, как ему пришлось прибегать к услугам своих крупных олигархов, находится сейчас, судя по всему, под их сильным давлением.
Шансы, развернуть негативное развитие событий на Украине в позитивном направлении силами Запада, - невелики. Вполне возможно, что новую господствующую элиту уже больше не заманишь перспективой интеграции в мировую экономику. Украина и Вашингтон окончательно поссорились после того, как Вашингтон однозначно встал на сторону оппозиции Кучме.
Путин заверяет, что Россия хотела бы стать частью Европы. Почему он должен противиться тому, чтобы, Украина пошла тем же путем и была бы поддержана совместными усилиями Москвы и Берлина?
Перевод: Владимир Синица