Тот факт, что оба президента, российский и американский, решили встретиться 16 июня в Словении, является позитивной новостью. Они увидятся, познакомятся, поговорят. Было необходимо, в свете накопившихся проблем, чтобы президенты встретились лично и разработали собственный стиль взаимоотношений. Если верить заявлениям обоих, в которых они выражают благие намерения по отношению друг к другу, то можно надеяться, что в Любляне будут заложены основы для конструктивного диалога. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что встреча будет не из легких. И в то же время считаю, что результаты переговоров будут позитивными. Честно говоря, по-другому, быть просто не может.
И все же, что должно произойти, чтобы отношения между Россией и США начали развиваться более динамично и позитивно? Есть ли что-то, что отвечает интересам обеих стран, и в тоже время соответствует той огромной ответственности, которую каждая из них несет за события, происходящие в Европе и в мире? Прежде всего, необходимо взаимное доверие. Ни для кого не является тайной, что в определенных политических кругах, как в США, так и в России, существует глубоко укоренившаяся подозрительность по отношению к другой стороне. Она затрагивает и проблемы европейской безопасности, и ситуацию на постсоветском пространстве. Часто, когда читаешь аналитические материалы или заявления политиков и крупных экспертов, создается впечатление, что и Вашингтон и Москва думают только о том, как поставить друг другу подножку. Существуют силы, которые и в прошлом старались вставлять палки в колеса любой инициативе, направленной на сближение сторон. А, как известно, вода камень точит. И, если этот процесс продолжается месяц за месяцем и год за годом, как это и происходило в последнее время, в конце концов, это произведет отрицательное воздействие на обе администрации. Пора с этим покончить.
Я знаю, что президент России настроен на конструктивное сотрудничество, и, я лично слышал, как президент Буш (Bush) заявил, что непреодолимых препятствий на пути улучшения отношений между Россией и США не существует. Подобные высказывания я слышал не только из уст президента США, но и от членов его команды (хотя и не ото всех). Итак, многое будет зависеть от первоначального настроя, с которым обе стороны встретятся в Любляне.
Недавно возникла большая шумиха по поводу обнародованного немецкой прессой секретного соглашения между американским президентом и немецким канцлером о том, чтобы заморозить финансовые отношения с Россией. Я сильно сомневаюсь, принимая во внимания все то, что я собственными ушами слышал как от канцлера Шредера (Schroeder), так и от президента Буша (Bush), что может идти речь о столь циничном подходе к России. Это бросило бы тень на всю мировую политику. Если бы руководители государств действительно занимали столь коварные позиции, вряд ли можно было бы ожидать что-то хорошее не только от двусторонних отношений между США и Россией или Германией и Россией, но и в целом, от любых политических контактов. В других странах вполне могли бы предположить, и не без основания, что что-то похожее может случиться и с ними. Есть еще один вопрос: возможна ли другая повестка дня в российско-американских отношениях? Ни для кого не является секретом, мы читаем об этом постоянно как в западной прессе, так и в российской, что обе стороны играют новые роли. Казалось бы, можно подумать, что между сверхдержавой, какой является США, и Россией, которая перешла в другую весовую категорию, осталось не так уж и много сфер, где у них есть общие интересы. Здесь мы опять сталкиваемся с попытками помешать возобновлению диалога. На самом деле, повестка дня, наоборот, весьма обширна. Я спрашиваю себя: если США и правда не заинтересованы в проведении переговоров и сотрудничестве с Россией, тогда почему Буш (Bush) едет в Европу? Здесь он может встретиться только с представителями еще более легких весовых категорий. А, если подойти более широко, то напрашивается вывод, что у США больше не осталось достойных собеседников в мире. Разве что, может быть, Китай, постепенно приобретающий черты сверхдержавы? В общем, повестка дня весьма содержательна. Она включает в себя и вопросы безопасности, где накопилось множество проблем, и, где сотрудничество просто необходимо. Также важны проблемы ядерного разоружения и нераспространения. Роль НАТО, расходы на оборону, торговля оружием. Комплексный подход к проблеме мировой безопасности. В связи с этим, весьма интересен тот факт, что американцы строят систему безопасности для себя. И возникает вопрос: действительно ли возможно создать нечто подобное? До сегодняшнего дня считалось общепризнанным, что безопасность может быть только коллективной. И, если этот подход все еще верен - а мне кажется, что он еще более верен, чем прежде - в таком случае отношение к вопросам безопасности должно отличаться от того, которое в последнее время демонстрировал Вашингтон. Прежде всего, это касается НПРО.
Думаю, что и Путин (Putin), и Буш (Bush) должны уделять больше внимания развитию экономического сотрудничества. В этой сфере существует большой интерес, как в России, так и в США. Президенты должны открыть путь к свободному сотрудничеству. Думаю, что ситуация может улучшиться очень быстро. Мы уже убеждаемся в этом, развивая и укрепляя связи с Европой и ЕС. Поэтому мы вправе ожидать, что оба президента уделят соответствующее внимание этому вопросу. Я только что вернулся из поездки в США, во время которой обнаружил наличие огромного взаимного интереса в плане обмена технологиями. Рождаются новые проекты. Все это может оказать благотворное воздействие на весь комплекс двусторонних отношений.
Также необходимо избавиться от подозрений в том, что касается постсоветского пространства. Такого рода подозрения существуют и в России, и в США. Неправильно расценивать каждый шаг, направленный на развитие связей с той или иной страной региона - в сегодняшних новых условиях, когда это уже независимые государства - как попытку создать новые империи. Если применить подобный подход к самим Соединенным Штатам, развивающим отношения со странами западного полушария, то мы также можем выдвинуть обвинение, что они хотят создать империю под командованием Америки. Разве Соединенные Штаты не проявляют активности в различных регионах мира? В общем, нельзя доходить до абсурда. Мы должны помнить, что живем в условиях общего рынка, и, что народы и нации десятилетиями этого добивались. Иначе, мы станем с одной стороны, восхвалять глобализацию, когда нам это выгодно, с другой стороны, отрицать ее, когда она нас не устраивает.
Думаю, что оба президента не упустят случая обменяться мнениями также и по вопросу о том, как наши две страны, да и все мировое сообщество, должны действовать в сфере международных институтов, а также, в условиях глобализации. Мы знаем, что глобализация, в том виде, в котором она развивалась в последние годы, вызвала бурные протесты, как со стороны государств, так и со стороны гражданских организаций. Я знаю, к примеру, что сто тысяч людей из различных частей света готовятся приехать в Геную, во время встречи восьмерки, для того, чтобы выразить свое отношение к глобализации. Нам известно, что таких людей много, они разные, но при этом все критически настроены. В современном мире одним из важнейших и наиболее существенных требований является необходимость приспособиться к создающейся новой реальности, новым институтам, новым идеям. Необходимо также большое мужество. Такова новая повестка дня (хотя одновременно и старая, так как она не была реализована за эти годы). Именно этого нужно достичь. Дорогу осилит идущий.
Перевод: Эльдар Мехтиев