Екатеринбург, Россия, 31 мая 2001 года. Через год после того, как президент России Владимир Путин объявил войну непокорным российским губернаторам, его кампания за восстановление роли Кремля как центра власти превращается в затянувшийся урок по раздорам и неудачам, которые по-прежнему преследуют эту обширную и хаотичную страну. Все семь наделенных чрезвычайными полномочиями президентских посланников (полномочных представителей президента - прим. пер.), которых г-н Путин отправил в регионы, увязли в конфликтах из-за всевозможных вопросов, от попыток организовать празднование 300-летия Санкт-Петербурга до выборов на Дальнем Востоке. Как и в этом областном центре, местное руководство сопротивляется контролю со стороны федеральных властей, игнорируя, подрывая или, по меньшей мере, мешая своим новым хозяевам.
Попытка г-на Путина укрепить контроль центральной власти над регионами представляет собой самую радикальную перестройку структуры управления России с момента принятия в 1993 году новой конституции. Исход этой схватки в основном определит, будет ли Россия в дальнейшем жить при сильной централизованной власти, как это имело место на протяжении большей части ее истории, или станет свободной федерацией автономных регионов, либо даже, возможно, распадется на независимые образования (такая перспектива выявилась в последние годы, как следствие двух войн из-за попыток Чечни стать независимой от Москвы).
Посланники Кремля добились определенных успехов, приведя в некоторых регионах местные законы в соответствие с федеральным законодательством, перераспределив налоги между федеральным и местным бюджетами и взяв под свой контроль местные структуры федеральных ведомств, ранее подчиненные губернаторам. Но внимательное ознакомление с документами показывает, что г-ну Путину еще очень далеко до того времени, когда регионам будет навязана сильная рука Центра. "Следующим периодом в нашей политической жизни станет реальная борьба с губернаторами, - заявил исследователь московского Центра Карнеги Леонид Смымягин, работавший на предшественника г-на Путина, Бориса Ельцина. - Это рискованная ситуация, поскольку у нас сегодня есть реальная тайная оппозиция".
Многие столетия Россия управлялась из Кремля, начиная с царей-самодержцев, которые повелевали широко раскинувшейся империей, и кончая Коммунистической партией Советского Союза, которая из Москвы пыталась диктовать всей стране все аспекты политической и экономической жизни. После развала Советского Союза в 1991 году Россия превратилась в свободную федерацию регионов со своими губернаторами, которые зачастую правят по собственному усмотрению. Один из посланников г-на Путина, Сергей Кириенко, заявил, что в 90-х годах губернаторы "хапнули себе слишком много власти". При г-не Ельцине региональные руководители принимали законы, противоречившие конституции, и использовали федеральные военные, судебные и финансовые ресурсы в своих собственных интересах. Многие даже сумели закрепить свой автономный статус прямыми договорами с Москвой.
Вскоре после своей инаугурации в мае прошлого года г-н Путин назначил семерых своих посланников, в их числе пять генералов, для осуществления контроля за деятельностью российских выборных губернаторов. Эти семеро повелителей стали во главе вновь образованных федеральных округов, между которыми были поделены существовавшие ранее 89 регионов (субъектов Российской Федерации - прим. пер.).
Обязанности новых повелителей не прописаны в законодательстве России, хотя известно, что им поручено следить за тем, чтобы выборные губернаторы следовали политике Кремля и чтобы региональные законы и практика не расходились с федеральными. На практике они захватили себе широкие полномочия и стали именоваться в народе "оком государевым". Но многие губернаторы вроде Эдуарда Росселя, который царствует здесь, в Уральских горах, в течение большей части последнего десятилетия, не подчинились. Получив распоряжение выделить помещение для своего нового повелителя из Москвы, г-н Россель выбрал построенный 202 года назад дворец, где до этого размещался Муниципальный дворец детского творчества. Слухи о том, что посланец г-на Путина займет это здание, вызвали волнения в городе. Родители и дети вышли на демонстрации протеста, стали бомбардировать телеграммами Кремль, подавать судебные иски и даже пикетировать самого президентского представителя Петра Латышева с плакатами, где было написано "Генерал - 1, детей - 4000". Мало кто сомневался, что коварный г-н Россель инсценировал этот кризис, чтобы подорвать реноме путинского посланника. "Это святое место, - сказала директор детского центра Вазина Воронина. - Россель знал с самого начала, что будут сильные протесты. Я думаю, это было сделано преднамеренно".
Другие губернаторы также присоединились к "движению сопротивления" представителям федеральной власти. "Ненужное дело, - фыркает новгородский губернатор Михаил Прусак. - Неправильное с самого начала". Президент Башкортостана Муртаза Рахимов ворчит: "Излишняя и неэффективная бюрократическая структура, породившая невиданную армию бумагомарателей". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев жалуется, что президентские посланники напрасно тратят время и деньги на новые "микростолицы".
Многие губернаторы успешно "приручили" президентских посланников, тем самым получив определенную отсрочку и добившись уступок. Московский мэр Юрий Лужков убедил помощника г-на Путина по столичному региону Георгия Полтавченко отложить проведение в жизнь федерального закона, облегчающего россиянам переезд на жительство в столицу. Непокорные руководители Татарстана и Башкортостана нередко просто игнорируют г-на Кириенко. А кремлевские чиновники рассержены из-за того, что Якутия категорически отказывается переписать свои законы, добрая половина которых конфликтует с федеральными.
Для некоторых политических руководителей стало ясно, что президентские посланники - не что иное, как наделенные излишне широкими полномочиями аппаратчики, чья деятельность на местах практически ни на что не влияет - напоминание о советском стиле руководства, когда проблемы решались на бумаге путем издания бюрократических указов и распоряжений. "У них не так уж много реальной власти, - заявил независимый член парламента Владимир Рыжков. - Они не могут оказывать серьезного влияния ни на что".
Но назначенный г-ном Путиным надзирать за Центральной Россией г-н Кириенко, который при президенте Ельцине был премьер-министром, в одном из интервью доказывал, что новые посланники добились куда большего, чем может показаться на первый взгляд. "Прямым результатом этого, - заявил он, - стало то, что угроза раскола страны, который предсказывали многие аналитики политических проблем и бизнесмены два-три года назад┘ сегодня эта угроза не существует". Г-н Кириенко сказал, что он заменил две трети прокуроров в своей зоне ответственности, потому что они находились под каблуком местных губернаторов и не обеспечивали исполнения федеральных законов. Почти все из 884 местных законов в этом федеральном округе, которые не соответствовали федеральным нормам, были переписаны, сказал он, включая закон, запрещавший подавать федеральным судьям апелляции на решения районных судов.
Другие посланники заявляли, что их главной задачей является выведение из-под контроля губернаторов местных структур федеральных ведомств, таких, как налоговая полиция, которая использовалась для преследования врагов губернатора, или прокуроры, которые подчинялись губернатору, а не Кремлю. "Федеральные структуры сегодня чувствуют себя более уверенно в моей зоне ответственности, - заявил г-н Полтавченко. - Они знают, что в моем лице у них появился защитник".
В отдельных случаях сам г-н Путин или его представители прямо вмешивались с тем, чтобы принудить упрямых губернаторов уйти со своего поста. Г-н Путин оказывал давление на губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, принуждая его подать в отставку после того, как прошлой зимой тот не сумел разрешить энергетический кризис. Сегодня путинский представитель на Дальнем Востоке оказался в центре грязной избирательной кампании, надеясь посадить в губернаторское кресло своего заместителя. В другом случае был исключен из списка кандидатов буквально за несколько дней до выборов переизбиравшийся губернатор Курской области Александр Руцкой, бывший вице-президент России.
"Вполне может быть, что они сжимают зубы, - сказал путинский посланник в северо-западном регионе России Виктор Черкесов об остающихся губернаторах. - Но они подчиняются". В родном городе г-на Путина, Санкт-Петербурге, г-н Черкесов уже преуспел в том, что не удалось г-ну Латышеву - по крайней мере сумел заполучить для себя дворец. Первое, что он сделал, это фактически выгнал за дверь женихов и невест, планировавших зарегистрировать свой брак во Дворце бракосочетания #3, который размещается в особняке на набережной, где когда-то жили члены царской династии Романовых, а позднее большевики творили свой революционный суд.
В этом месяце г-н Черкесов дал интервью в своем восстановленном во всей имперской красе дворце, хвастаясь утонченностью его стиля и сравнивая себя с генерал-губернаторами, которых Петр Великий стал назначать с 1708 года. "Необходимость верховного государственного контроля за деятельностью местных чиновников существовала во все времена", - заявил г-н Черкесов. Чаще всего против г-на Черкесова выступает мэр Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, который был городским главой в эпоху, когда этот чудный город с его многочисленными каналами и обветшалыми дворцами приобрел известность как столица российской преступности.
Пытаясь восстановить власть Кремля, г-н Черкесов изменил политический ландшафт города. При нем были отменены 500 из 600 неконституционных местных законов и уволены более 1000 федеральных чиновников. "В Петербурге сейчас два центра власти, - сказал аналитик политических проблем в Российской Академии Наук Леонид Киссельман. - Один ориентируется на президентского посланника, тогда как другой существует вокруг пытающегося отстоять свою власть мэра".
В городе, где от истории некуда скрыться, г-н Черкесов не мог выбрать более символической арены для битвы, чем 300-летняя годовщина со дня основания Санкт-Петербурга, чтобы показать, что Москва занимает главенствующее положение. Г-н Черкесов решил лично возглавить подготовку к празднованию 300-летия города, заявив, что федеральное правительство постановило потратить 1,4 млрд. долл. США на новые общественные сооружения и проекты восстановления памятников старины в бывшей столице империи. Г-н Яковлев создал собственную комиссию по подготовке к празднованию юбилея города, однако у него не так много денег. "Просто несерьезно считать, что празднование или даже подготовка к торжествам по такому случаю является проблемой только городской администрации, - сказал г-н Черкесов. - Это место является символом всей страны".
Могущество г-на Черкесова определяется не только его близкими отношениями с г-ном Путиным, но также и его шпионским прошлым. Г-н Черкесов, этот бывший высокопоставленный сотрудник печально знаменитого Пятого управления КГБ СССР, которое вело наблюдение за "врагами народа", в дни заката Советского Союза одним из последних завел дело против политического диссидента. В постсоветский период он сделал блестящую карьеру в секретной службе вместе со своим другом Путиным. Сегодня г-н Черкесов не склонен извиняться за свое прошлое. "В КГБ я людей не пытал, не казнил, не занимался обманом и не нарушал законов, - заявил он. -Я не знаю за собой ничего такого, что заставило бы меня краснеть за мою службу".
Но даже восприятие могущества не обязательно делает г-на Черкесова мощной силой. Сама по себе должность полномочного представителя президента, возможно, слишком мала для этого, как считают местные политики, указывающие, что г-н Черкесов приписывает себе славу отмены неконституционных законов, тогда как федеральные власти уже имели все возможности для того, чтобы сделать это без его помощи. "Он - око государево, - заявил местный законодатель Виталий Калинин, - но без реальной власти. Он не может отдавать приказов, увольнять людей со службы, он не контролирует события. Его самое главное право - право информировать и влиять на президентские решения".
В городе Екатеринбурге, в горах на границы Европы и Азии, многие годы испытывает президентское терпение г-н Россель. Бывший инженер стал главой Свердловской области в 1991 году, за несколько месяцев до распада Советского Союза, и с тех пор мечтает об образовании Уральской Республики, с собственной валютой и с Росселем во главе. В 1993 году президент Ельцин уже снимал его с должности. Но г-н Россель сумел выжить и к 1995 году, когда должность губернатора была сделана выборной, он выиграл выборы на свой первый срок. Он не раболепствует перед г-ном Путиным, как не делал этого и в годы правления г-на Ельцина. Если трюк с детским дворцом не стал достаточно понятным сигналом, то можно привести в пример также то, что г-н Россель отметает все заявления нового путинского посланника как "понос" и издевается над ним, заявляя, что люди, которых нанял г-н Латышев, никогда никем не командовали, разве что цыплятами. "Россель не любит начальства", - сказал заместитель главы регионального парламента Александр Заборов. "Россель считает себя царем", - добавил вице-мэр Екатеринбурга Владимир Тунгусов. Губернатор пытается противодействовать любым шагам г-на Латышева. Когда президентский посланник взял под свой контроль трансляцию программ государственного телевидения в регионе, г-н Россель пообещал открыть местный телевещательный канал. "Губернатор по-прежнему имеет здесь решающий голос", - сказал председатель местного отделения реформистской партии "Яблоко" Юрий Кузнецов.
Конечно, г-н Латышев, в свое время занимавший пост заместителя министра внутренних дел, проявил политическую недальновидность, которой воспользовался г-н Россель. Например, лишь через много недель г-н Латышев освободил, наконец, детский дворец и переехал в офисное здание в центре города. Но г-н Латышев не сдается, обвиняя г-на Росселя в том, что тот возглавляет самый коррумпированный регион в Центральной России, и понемногу отбирая у того инструменты власти. Были назначены новые прокурор, руководитель налоговой службы и руководитель таможенной службы, все из которых лояльны г-ну Латышеву. Он также планирует создать областное управление внутренних дел, подчинив ему органы милиции. На следующий год 60% собранных налогов будут перечислены Москве вместо 50% - в текущем году.
Г-н Россель пока контролирует местные суды и избирательные комиссии, а на прошлой неделе он встречался с г-ном Путиным в очевидном стремлении обойти супергубернатора. "Он не желает считаться с мнением г-на Латышева, - заявил политолог Илья Горфинкель, - но в тех областях, где он мог бы сопротивляться - контроль над федеральными структурами, правопорядок, милиция, прокурор - он либо уже проиграл, либо сейчас проигрывает". Сам г-н Горфинкель является ходячим свидетельством меняющейся политической динамики. Более 5 лет он работал на г-на Росселя. А сегодня он работает на г-на Латышева.
Перевод: Виктор Федотов