31 мая 2001 года. Недавняя встреча министров иностранных дел НАТО в Будапеште запомнится тем, что на ней произошел раскол между Соединенными Штатами Америки и их европейскими союзниками из-за плана администрации Буша-младшего (George W. Bush) по строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США и намерения в связи с этим отказаться от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) с Россией.
Вашингтон надеялся, что после того, как эмиссары г-на Буша-младшего в прошлом месяце исколесили весь мир, ему удалось убедить своих главных партнеров, по крайней мере, в необходимости создания нового поколения противоракетных систем. В дальнейшем можно было бы провести с союзниками консультации по боевым возможностям, задачам и развертыванию систем такого рода. Но, когда государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) появился в Будапеште, он столкнулся с неожиданно жестким сопротивлением. Союзники, особенно Франция и Германия, не согласились с основной предпосылкой г-на Пауэлла, что в настоящее время главной общей угрозой являются баллистические ракеты в руках так называемых "стран-изгоев". Европейцы протестуют против намерения США аннулировать Договор по ПРО, исходя из опасений, что такой шаг подорвет возможности контроля над вооружениями в будущем и все усилия по сдерживанию распространения оружия массового поражения в мире. Европейские союзники США настаивали на политике "наведения мостов" со всеми потенциально агрессивными государствами и продолжения союзнических консультаций относительно военных возможностей их устрашения. Такого не ожидали г-н Пауэлл и его вашингтонские коллеги.
До сих пор нет ясности в вопросе о том, какого рода систему противоракетной обороны предлагают создать США: сухопутного базирования, морского базирования, космического базирования или все три вместе. Затраты на НПРО США не поддаются прогнозированию, равно как и ее ожидаемая эффективность. Невозможно предсказать, как планы строительства НПРО США скажутся на нынешних и будущих переговорах о сокращении стратегических наступательных вооружений, на сотрудничестве с Россией в военной области (которое, согласно сообщениям средств массовой информации, намерены предложить ей США) и на ракетно-ядерных программах Китая. И никому не пришло в голову выяснить, что по этому поводу думают "страны-изгои" вроде Ирана.
С учетом сохраняющихся неопределенностей едва ли стоит удивляться, что союзники США проявляют осторожность. В Будапеште стало ясно, что союзники не только осторожничают, но и язвят по поводу НПРО США, и эта их реакция имеет под собой политическую, а не военную подоплеку. Во-первых, они впервые с момента прихода к власти г-на Буша-младшего уловили "слабинку" в его администрации. Переход контроля над американским сенатом в руки демократов означает в перспективе серьезные неприятности для многих предложенных г-ном Бушем-младшим программ, включая и план строительства НПРО США. Затягивая процесс консультаций, европейские союзники США, быть может, надеются, что дадут американским демократам время, чтобы окончательно "зарезать" этот план - или, по крайней мере, свести его к статусу долговременного проекта научных исследований и разработок.
Далее, Европа чувствует, что г-н Буш-младший с момента прихода в Белый дом все более склонен считать, что европейские и прочие союзники США должны безоговорочно соглашаться со всем, что им предлагает Америка. Многие его своекорыстные внешнеполитические решения возмущают европейцев и, к примеру, японцев тоже. Ультраконсерватизм г-на Буша-младшего, выступающего под лозунгом "Америка прежде всего", подвергается острой критике в Европе. Показательным примером этого является голосование в Женеве, результатом которого стало исключение американского представителя из состава Комиссии ООН по правам человека.
Первое европейское турне г-на Буша-младшего как президента начнется с визита в Испанию 12 июня. Он встретится с главами государств НАТО и Европейского союза и с президентом России Владимиром Путиным. Обыкновенно дебют американского президента в Европе является поводом для проявления дружеских чувств и лести. Но только не в этот раз. С момента своего прибытия в Мадрид г-н Буш-младший скорее всего столкнется с потоком критики и протестами против его политики по всем вышеозначенным вопросам на всех уровнях, от уличных демонстраций до кабинетов министров, от Парижа и Копенгагена до Москвы и Праги. Он поступил бы разумно, если бы не стал прятаться от протестантов, но начал к ним прислушиваться. Ему предстоит многое узнать о нашем мире. Здесь ему представляется отличная возможность слушать и становиться мудрее. Если ему действительно необходима поддержка европейских союзников по таким проектам, как противоракетная оборона, то он не может себе позволить упустить предоставляющуюся возможность. В конце концов односторонний подход Америки к решению мировых проблем может больно ударить по ней самой.
Сокращенный перевод: Виктор Федотов