В рамках подготовки к намеченной на 16 июня встрече в Словении американского президента Буша-младшего (George W. Bush) с российским президентом Владимиром Путиным американская администрация выступила с дипломатической инициативой, предлагая России существенную финансовую и техническую помощь в обмен на согласие Москвы аннулировать Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, тем самым дав Пентагону зеленый свет на продолжение разработки национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Анонимные официальные лица США сообщили корреспондентам газеты "The New York Times", телевизионной сети CNN и других средств массовой информации, что Америка предложит купить у России некоторые системы оружия, в первую очередь, зенитно-ракетные комплексы С-300; предложит свою военную помощь; а также предложит провести совместные учения сил ПРО. Конкретных денежных сумм не называлось.
На первый взгляд представляется, что американское предложение имеет целью уменьшить опасения России в связи с расширением возможностей противоракетной обороны США, пообещав ей при этом конвертируемую валюту, которая отчаянно необходима российской экономике. Но более пристальный анализ американских дипломатических маневров заставляет предположить, что они продиктованы стремлением достичь геополитической цели, которая выходит далеко за рамки специфических проблем создания НПРО, а именно - заключить американо-российский стратегический союз против Китая. Администрация Буша-младшего, конечно, имеет очевидное желание построить как НПРО, так и системы ПРО для театров военных действий, но главный вопрос не в противоракетной обороне. Скорее, речь идет о способности Вашингтона заинтересовать Москву в сотрудничестве по проблемам безопасности. Подспудной целью США является предотвращение возможности заключения российско-китайского соглашения о партнерстве в ущерб американским интересам, которое, в случае его формализации, могло бы изменить соотношение сил в Евразии не в пользу Соединенных Штатов Америки.
Не удивительно, что немедленным ответом России на появившиеся в средствах массовой информации сообщения о новой американской инициативе стало "нет". Однако отрицание не было абсолютным. Комментируя эти сообщения корреспонденту газеты "The New York Times", министр обороны России Сергей Иванов, кажется, оставил дверь приоткрытой для формальных переговоров.
Это не первый случай, когда американский президент пытается ухаживать за Москвой, предлагая поделиться технологиями в области систем ПРО. Бывший президент США Рональд Рейган (Ronald Reagan) впервые попытался сделать это 15 лет назад. В ходе первого этапа дебатов по вопросу так называемой "Стратегической Оборонной Инициативы" (СОИ) г-н Рейган предложил поделиться американской технологией систем ПРО с Советским Союзом. Разумеется, русские отвергли это предложение, ибо оно сделало бы советскую систему ПРО в определенной мере зависимой от американской технологии.
Может показаться, что г-н Буш-младший идет по пути г-на Рейгана, однако предложение купить российские зенитно-ракетные комплексы С-300 звучит фальшивой нотой. Этот комплекс считается достаточно устаревшим, и несомненно, что у американского разведывательного сообщества было достаточно возможностей собрать о нем подробную техническую информацию. Это заставляет предположить наличие у Белого дома более глубоких мотивов.
В сегодняшнем мире основную игру ведут три главных игрока. С того времени, как в Китае власть захватили коммунисты, треугольник партнерства и соперничества между Россией, Китаем и США непрерывно изменяется по мере развития событий. В прошлом году отношения между США и Китаем вновь разладились. Пекин существенно слабее Вашингтона во всех отношениях. Россия, интересы которой расходятся с интересами США, проявляет естественную тенденцию к объединению с Китаем по аналогии с устоявшимся принципом картежной игры с участием трех игроков, когда двое более слабых стремятся скооперироваться, чтобы ослабить возможности доминирующего игрока. По аналогии согласие Москвы на предложение Вашингтона поделиться технологией систем ПРО сделало бы Москву более предпочтительным, но все еще младшим партнером в совместной структуре безопасности. Но все это чревато проблемами: во-первых, выгоды от подчинения России Соединенным Штатам Америки далеко не очевидны; во-вторых, российские официальные лица не купятся на идею, что предложение г-на Буша-младшего приведет к долговременной зависимости США от российской технологии. Для русских это предложение является далеко не соблазнительным. Однако Москва несомненно станет рассматривать его как первоначальную заявку администрации Буша-младшего на объединение России с Соединенными Штатами Америки против Китая. Таким образом, возникает более глубоко замаскированный вопрос: какую цену потребует Россия за то, чтобы не вступать в союз с Китаем против Америки? Цена эта будет высокой:
- массивные американские и западные инвестиции и передача технологий России без установления финансового контроля Запада над системой;
- признание Соединенными Штатами Америки того факта, что Россия пользуется неоспоримым влиянием на государства бывшего Советского Союза;
- отказ от дальнейшего расширения НАТО на восток и согласие на ограничение военных объектов НАТО в Польше, Венгрии и Чешской Республике.
Итак, готовясь к своей первой встрече, г-н Буш-младший и г-н Путин полностью осознают, что предложение поделиться технологией в области систем ПРО не может рассматриваться как исходная позиция для сближения (с целью заключения стратегического союза - прим. пер.). Но они также знают, что это предложение открывает дискуссию по всему спектру американо-российских отношений.
Нас в который уже раз поражает невероятная полезность для США плана НПРО. Даже если эта система никогда не будет создана и никогда не сможет работать, план ее создания является отличным прикрытием для исключительно важной дипломатической инициативы, которая создает для США и России возможность провентилировать важные проблемы, имеющие куда более глубокие последствия, чем просто стратегическая противоракетная оборона.
Сокращенный перевод: Виктор Федотов