Администрация Буша (Bush) завершила первый раунд консультаций с союзниками и другими ядерными державами по вопросам своей инициативы касательно противоракетной обороны и получила совершенно различные отзывы. Китай и Россия отреагировали отрицательно, по крайней мере публично, Индия отнеслась к этой идее очень положительно. Европейцы находятся где-то посередине, признавая, что баллистические ракеты представляют собой потенциальную угрозу - и понимая, что Соединенные Штаты настроены создать определенную защиту от этих ракет, - но в то же время не желая разрушать существующие схемы контроля за вооружениями, в том числе американо-российский договор, запрещающий противоракетную оборону.
На встрече министров иностранных дел стран - членов НАТО в Будапеште госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) заявил, что администрация примет во внимание всю полученную информацию, даже если она будет идти вразрез со стремлением США продвигаться к созданию какой-либо противоракетной системы. "Эти консультации проводятся не для отвода глаз", - заявил Пауэлл. То, что это правда, подтверждается одной из множества претензий, высказанных европейскими правительствами, касающейся отсутствия более подробной информации о мнении администрации. Несмотря на то, что он заявляет о своем стремлении осуществить эти планы как можно скорее, Белый дом еще не сообщил, какую именно противоракетную оборону он желает построить. Имеется ряд технологий, из которых нужно будет выбрать одну, каждая из которых имеет свой набор технических проблем и политических плюсов и минусов.
Что более важно, чиновники из американской администрации еще не обозначили новую концепцию глобальной ядерной безопасности, обещанную президентом Бушем в майской речи, посвященной противоракетной обороне. Президент представил наброски грандиозной концепции, согласно которой противоракетная оборона должна быть связана со значительными сокращениями наступательных ядерных вооружений и более жесткими мерами против распространения (ядерных технологий и оружия - прим. пер.). Теоретически, в результате в мире появятся новые средства для достижения стратегического баланса между ядерными державами и для устранения угроз со стороны государств-изгоев. Это смелая и достойная цель, однако чиновники из администрации признают, что они еще не готовы предоставить подробности - такие, как информацию о том, сколько оружия оставят Соединенные Штаты, или о том, насколько совершенна будет эта противоракетная оборона, или какие гарантии будут предоставлены России в обмен на существующий Договор по противоракетной обороне 1972 года.
Без этих подробностей администрация не сможет получить реальную поддержку своих планов ни со стороны России, ни со стороны своих союзников, не говоря уже о скептически настроенных сенаторах-демократах, возглавляющих сейчас комиссии сената по иностранным делам и вооруженным силам. По правде говоря, сущность плана проявится в следующих деталях: сосредоточена ли администрация только на защите Соединенных Штатов от атак со стороны государств-изгоев, или она пытается получить стратегическое преимущество над Россией или Китаем; сможет ли на самом деле этот план заменить существовавший во время "холодной войны" порядок безопасности чем-то, что предложит большую стабильность и безопасность Европе, России и Азии, а также Соединенным Штатам.
Для достижения последней цели президенту Бушу придется, скорее всего, согласиться на действия, по поводу которых высокопоставленные политики его администрации уже выразили свое беспокойство, например, на обсуждение с Россией ограничений как наступательных ядерных вооружений, так и предполагаемой системы обороны. Он также должен будет напрямую официально обратиться к Китаю по поводу законных опасений последнего за свою безопасность. Президент четко дал понять, что он не предоставит другим странам право вето против оборонных планов США. Однако, если проходившие в последний месяц консультации по противоракетной обороне и прояснили что-либо, так это то, что Соединенные Штаты не могут использовать свое значительное преимущество в оружейных технологиях в одностороннем порядке и обеспечить себе - не говоря уже об остальном мире - повышенную безопасность.
Перевод: Сайдашев Рафаэль