Вашингтон, 5 июня 2001 года. Через 4 месяца после прихода к власти представители администрации Буша-младшего (George W. Bush) выяснили, что добиться согласия остального мира на один из их высших геополитических приоритетов - план строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) - оказалось труднее, чем они предполагали ранее.
Начнем с того, что, несмотря на десятки встреч и многие тысячи налетанных американскими посланниками миль, в Москве и в столицах европейских союзников США по НАТО в последние недели растет озабоченность в отношении предполагаемых затрат и влияния плана НПРО США на процесс контроля над вооружениями.
В Вашингтоне дела обстоят не намного лучше, если говорить об обороне. Вновь обретшие власть в сенате демократы сигнализируют о том, что они не видят необходимости торопиться с началом развертывания НПРО до окончания нынешнего срока президентства г-на Буша-младшего.
Вывод: ранее выказываемое командой Буша-младшего настойчивое стремление построить противоракетный щит вне зависимости от одобрения или неодобрения этого плана другими нациями, кажется, все больше ставится под вопрос.
"В течение короткого времени существовало "окно возможности", когда казалось, что американской администрации удалось убедить остальной мир, что противоракетная оборона неизбежна", - говорит старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione). - Но, этот пузырь, кажется, лопнул".
Последний по времени и самый болезненный укол мечтам американской администрации о противоракетной обороне на прошлой неделе нанесли европейские союзники США на встрече Совета НАТО в Будапеште, Венгрия. Несмотря на интенсивные дипломатические усилия, государственному секретарю США Колину Пауэллу (Colin Powell) не удалось заручиться согласием союзников на выход США из Договора с Россией об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) и принятие Америкой новой военной стратегии, основывающейся на системах противоракетной обороны. Союзники отказались поддержать предложение США сделать совместное заявление о наличии в настоящее время общей для всего мира угрозы от баллистических ракет так называемых "стран-изгоев" или от случайно запущенных крупными державами ракет.
Г-н Пауэлл спокойно воспринял свою неудачу, заявив, что в конце концов союзники поймут, что угроза со стороны Ирана, Северной Кореи и других является насущной и очевидной. "Нам потребуется время, чтобы убедить всех и каждого в обоснованности нашего предложения, но я уверен, что в конце концов нам это удастся", - сказал он. Другие не так уверены в этом. Американская администрация уже многие месяцы беспрерывно доказывает своим друзьям необходимость для США строительства НПРО, отмечают они. Сам г-н Буш-младший удерживал за пуговицу всякого представителя НАТО, который посещал его в Овальном кабинете, распространяясь на эти темы, а в своей пространной речи 1 мая он изложил в общих чертах свое видение нового мирового порядка, основанного на устрашении, которое подкрепляется противоракетной обороной.
"Однако при первой же возможности союзники на публичном форуме по сути отвергли подход администрации Буша-младшего", - заявляет старший аналитик программы глобальной безопасности в аналитическом центре "Union of Concerned Scientists" в Вашингтоне. До некоторой степени оказанный г-ну Пауэллу менее чем теплый прием явился отражением настолько же состояния американо-российского диалога, насколько и суждения по абстрактной привлекательности концепции противоракетной обороны.
Аналитики отмечают, что, если бы Москва достигла с Вашингтоном согласия в вопросе об отказе от ограничений Договора по ПРО и строительстве какой-то новой оборонительной структуры, Европа, несомненно, приветствовала бы такое решение и присоединилась к нему. Стремясь к этому, американская администрация сегодня пытается угадать, какая комбинация геополитического эквивалента драгоценностей и цветов могла бы убедить Россию следовать американским курсом.
Г-н Буш-младший уже дал понять, что США готовы согласиться на куда меньшие ядерные арсеналы - к чему уже давно стремится Москва - в мире, где будет доминировать оборонительная стратегия. По сообщениям, американская администрация для того, чтобы подвести Россию к согласию на отказ от Договора по ПРО, рассматривает также вопрос об оказании России помощи, закупке российских вооружений и проведении совместных с Россией учений сил ПРО.
Проблема заключается в том, что еще до того, как у г-на Буша-младшего появился шанс предложить этот пакет российскому президенту Владимиру Путину на их первой встрече в Словении 16 июня, Россия уже публично отвергла его. "Если подобные предложения поступят - а мы их пока не получали - я уверен, что они не решат проблемы НПРО", - заявил на прошлой неделе министр обороны России Сергей Иванов.
Однако, как заявляют некоторые специалисты, за этой риторикой все еще может скрываться возможность для администрации Буша-младшего. Соглашение с Москвой совсем не исключено. По иронии судьбы, захват демократами власти в сенате США, возможно, делает подобное соглашение более вероятным. Пока в руках выступающих за сохранение Договора по ПРО сенаторов-демократов находится хотя бы одна веревочка, которой завязан кошелек нации, Москва может быть уверена, что в данное время Буш-младший едва ли сможет приступить к осуществлению своего плана строительства противоракетной обороны в одностороннем порядке.
Главной заботой России является ограничить масштабы американской НПРО настолько, чтобы собственные наступательные ядерные силы не стали бесполезными. Как заявляет г-н Циринционе из фонда Карнеги, пока остается только гадать, потребуется ли им для этого новое соглашение взамен Договора по ПРО или пересмотр Договора по ПРО, либо какая-то неформальная договоренность. В любом случае администрации США скорее всего придется заполнить все пропуски в своем, все еще не до конца сверстанном, плане НПРО прежде, чем Россия начнет проявлять к нему больший интерес. "Сделка возможна, - говорит г-н Циринционе, - но заключить ее будет нелегко".
Перевод: Виктор Федотов