Вашингтон, 5 июня 2001 года. Позднее в этом месяце президент США Буш-младший (George W. Bush) совершит свою первую официальную поездку за океан для встречи с союзниками по Организации Североатлантического договора (НАТО), с лидерами стран Европейского союза (ЕС) и с президентом России Владимиром Путиным. Можно ожидать, что он, как недавно и его государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), столкнется с определенными разногласиями. Но опять-таки, европейцы сами спорят между собой - и очень резко. Нужно быть крутящимся дервишем, чтобы все время иметь одинаковую со всей Европой точку зрения на все проблемы.
Главными темами для обсуждения в Европе станут контроль над вооружениями, региональная политика безопасности (особенно для Балкан) и окружающая среда. И в каждом случае ключевым является вопрос, будет ли и если да, то в какой мере администрация Буша-младшего будет сотрудничать с нашими европейскими союзниками.
Что касается контроля над вооружениями, прежние американские президенты полагались на многие инструменты в деле защиты от угроз, которые создает оружие массового поражения. Стратегия президента Билла Клинтона (Bill Clinton) включала следующие элементы: устрашение; усилия по безопасному хранению ядерных материалов и предотвращению утечки за границу опыта ученых-ядерщиков в бывшем Советском Союзе; переговоры о ракетах с Северной Кореей; санкции против таких стран, как Ирак и Иран; увеличение ассигнований на борьбу против терроризма; а также шаги в направлении создания ограниченной национальной системы противоракетной обороны (НПРО).
До сего времени президент Буш-младший делал основной упор на один инструмент - НПРО - в вопросе защиты от одной-единственной и, в определенной мере, ограниченной угрозы, которую представляют баллистические ракеты. В последние недели его эмиссары проводили консультации для наших европейских союзников по проблемам противоракетной обороны. Из моих собственных бесед с официальными представителями европейских стран я знаю, что многие из них сохраняют веру в возможности устрашения и скептически относятся к масштабам угрозы, которую создают ракеты таких стран, как Северная Корея и Иран. Они озабочены тем, что планы администрации США в отношении НПРО могут инициировать гонку вооружений с Китаем и прекращение сотрудничества с Россией.
Если администрация США в самом деле хочет достичь консенсуса по проблеме противоракетной обороны, президенту Бушу-младшему нужно начинать с возобновления на приемлемых условиях переговоров с Северной Кореей - и ему следует конкретизировать свое более широкое предложение таким образом, чтобы оно отвечало вновь возникающим угрозам, но при этом не усиливало и не оживляло старых.
В последний год правления администрации Клинтона мы добились прогресса в деле достижения согласия России на взаимное сокращение наших ядерных арсеналов и изменение Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) с тем, чтобы он не препятствовал обороне от ракет, запущенных террористами или странами-изгоями. Россия в конце концов решила подождать с заключением соответствующего соглашения, пока к власти в США придет новая администрация. Весь мир будет следить за встречей Буш-Путин, чтобы увидеть, удастся ли им достичь выгодного многим соглашения, а если нет, то узнать, кто в этом повинен.
Находясь в Европе, президент Буш-младший будет иметь также возможность более точно определить свой подход к НАТО и региональной безопасности. При президенте Клинтоне Америка играла ведущую роль в деле расширения НАТО и подготовки его к решению новых задач. Дверь в НАТО следует держать открытой и пригласить в этот альянс каждую европейскую страну, доказавшую свою способность выполнить соответствующие обязательства. Организации Североатлантического договора необходимо также приспособиться к нарождающемуся самобытному лицу европейской безопасности.
Европейская безопасности и НАТО уже больше не синонимы. Война в Косово показала недостатки европейских вооруженных сил. В связи с этим ЕС планирует к 2003 году организовать и оснастить 60-тысячные силы быстрого реагирования. Более могущественная Европа означает, что у Америки будет более могущественный союзник и партнер. В то же время нам следует работать в направлении эффективного сотрудничества между НАТО и ЕС, совместного планирования и обеспечения механизма консультаций ЕС с Турцией и другими не входящими в ЕС членами НАТО. Новые европейские оборонительные силы должны дополнять возможности НАТО, а не конкурировать с альянсом. Ради этого президент Буш-младший должен показать европейцам, что понимает и поддерживает устремления Европы, в то же время решительно противясь любым шагам, которые ведут к ослаблению или разделу НАТО.
Главной проблемой региональной безопасности остаются Балканы. Государственный секретарь Колин Пауэлл и министр обороны Дональд Рамсфельд сделали противоречивые заявления по поводу продолжения участия Америки в миротворческих операциях, подобных операциям в Боснии и Косово. Пытаясь прояснить ситуацию, г-н Пауэлл недавно заявил репортерам: "Г-н Рамсфельд всегда ищет возможности для того, чтобы уменьшить некоторые из наших заокеанских обязательств, и это его работа. Этого хочет и наш президент. Но нам приходится увязывать наши желания с принятой на себя ответственностью".
Находясь в Европе, президенту Бушу-младшему следовало бы ясно продемонстрировать, что он понимает важность Балкан для наших собственных интересов, и что Америка не собирается отказываться от своих обязательств. Поступая таким образом, он успокоит наших союзников - которые уже несут преобладающую долю расходов и риска в регионе - и окажет необходимую помощь в деле приведения группировки на Балканах в соответствие с новыми условиями.
Наконец, президенту следовало бы использовать свою поездку для того, чтобы показать серьезность своих намерений в отношении защиты окружающей среды. Решение отказаться от Киотского протокола привело в отчаяние многих людей в Европе, а также немалое число людей и здесь, в Америке. Потребление энергии в расчете на душу населения в США в 2 раза выше, чем в Европе. Американцы остаются крупнейшим в мире источником выброса в атмосферу газов, оказывающих парниковый эффект. Уж если мы собирается отвергнуть Киотский протокол, то просто обязаны предложить альтернативы, которые основаны на новейших достижениях науки и имеют серьезные шансы на одобрение мировой общественностью. Президенту Бушу-младшему следовало бы рассказать об этих идеях - если не во время своей июньской поездки, то в ближайшем будущем.
С самого начала своей избирательной кампании г-н Буш-младший справедливо подчеркивал важность для американских интересов прочных связей с нашими союзниками. По собственному опыту могу засвидетельствовать, что эти связи нуждаются в постоянном внимании. По обе стороны океана существует давление, которое, если ему не оказывать жесткого противодействия, способно нас разъединить. Но мы просто не можем себе позволить, чтобы в Америке появилось чувство, что Европа нам не нужна - или что Европа не нуждается в Америке. Мы не сумеет благополучно прожить 21-1 век, двигаясь в разные стороны.
Перевод: Виктор Федотов