Вашингтон вновь возвращается к Каспийскому проекту. В недавно представленной энергетической программе странам Каспийского бассейна отведено особое место. Если проект и будет реализован, считают эксперты, то каспийская нефть, возможно, все равно никогда не попадет на американский рынок. Она нужна американцам, чтобы уменьшить ценовое давление на мировом рынке, поддержать кавказские государства в их стремлении к полной независимости от России. В то же время США опасаются, как бы не спровоцировать на этой почве Москву.
Американцы вдруг снова поняли, что не хотят терять для себя месторождения нефти в бассейне Каспийского моря. Еще несколько месяцев назад эксперты говорили о том, что проект строительства нефтепровода, который должен соединить столицу Азербайджана Баку с портом Джейхан в Турции, так и останется в чертежах. Теперь же он занял не последнюю строчку в энергетической программе, которую недавно представил вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney). Каспийское море является для США "одним из самых приоритетных регионов", считает политолог Бернхард Рейч (Bernhard Reich), консультирующий администрацию США по вопросам энергетической политики.
Идея строительства трубопровода от Баку через столицу Грузии до средиземноморского побережья Турции возникла в 1991 году. После распада Советского Союза Азербайджан и Грузия видели в проекте решающую возможность освободиться от своей зависимости от российских энергетических компаний и стать, таким образом, действительно независимыми от Москвы. США и Турция с энтузиазмом поддерживали эти планы, поскольку они обещали им усиление их влияния в регионе. "Вашингтон и Анкара продвигают этот дорогой проект скорее из стратегических, чем экономических соображений", - делал в свое время трезвый вывод Тэд Карпентер (Ted Carpenter), вице-президент Cato-института. Энергетические концерны прислушались к этим словам и воздержались от инвестирования проекта. Одним словом, проект за последние десять лет существенно вперед так и не продвинулся.
Впервые проект принимает очертания программы
Между тем, перспективы во многих отношениях изменились, считает Рейч. "У США впервые со времени нефтяного кризиса 1973-1974 годов появилась убедительная энергетическая программа". Высокие цены на нефть, энергетический кризис в Калифорнии и эскалация конфликта на Ближнем Востоке - все это привело к тому, что у США вновь "пробудился интерес к запасам нефти и газа в бассейне Каспийского моря", поясняет ученый. При этом речь идет не о снабжении США. "Каспийская нефть, возможно, никогда не попадет на американский рынок. Однако мы заинтересованы в дальнейшем освоении месторождений и расширении транспортной сети, чтобы уменьшить ценовое давление на мировом рынке", - говорит Рейч.
Однако до сих пор остается неясным вопрос, насколько богаты эти месторождения, некоторые из которых эксплуатируются более ста лет. Американцы исходят в своих оценках из того, что в регионе, который включает также и нефтеносные провинции казахской Тенгизской низменности, сосредоточено 15 процентов всех мировых запасов, по оценке англичан - в пределах 3-4 процентов. В конце июня должен быть представлен просчитанный прогноз. Первоначально стоимость строительства трубопровода оценивалась в 1,3 млрд. долларов США. Сегодня называется сумма в размере 2,5-5,2 млрд. долларов США. Если оптимистические прогнозы относительно запасов нефти соответствуют действительности, то строительство трубопровода будет рентабельным.
Прокладка трубопровода на юг, к портам Ирана, была бы значительно дешевле. Однако в будущем речи об этом быть не может, убежден Рейч. Срок американских санкций в отношении Ирана, истекающий в августе, был бы сразу продлен на пять лет "подавляющим большинством голосов". В частности, 8 июня в Иране состоялись выборы, но "в Вашингтоне никто не тешит себя ожиданиями, что президент Хатами (Chatami) будет переизбран на второй срок", - говорит Рейч. Поэтому в силе остается принципиальное решение: Иран не должен получать выгоду от американских инвестиций.
Никаких провокаций
Что касается Москвы, то американская позиция, согласно Рейчу, тем не менее, изменилась. Вашингтон по-прежнему заинтересован в упрочении самостоятельности кавказских республик, однако, он тем самым не должен провоцировать Россию. "Россия крупнейшая страна в регионе. Она хочет, чтобы с ее законными интересами считались", - подчеркивает Рейч. В настоящее время, Вашингтон, по его словам, занимается определением своих новых позиций в отношениях с Москвой. "Президент Путин приступил к системным изменениям. Мы пытаемся понять, какие последствия они могут иметь для нас", - поясняет американский политолог.