Президент Ирана Мохаммад Хатами (Mohammad Chatami) оказался накануне своего возможного переизбрания на выборах, которые состоятся в пятницу, в политическом тупике. С одной стороны, его разочарованные сторонники требуют большего политического плюрализма и меньшей религиозной автократии. С другой стороны, он крепко связан как духовное лицо. Поэтому, будучи на президентских выборах фаворитом, Хатами пытается способствовать национальному примирению, пропагандируя свое видение исламской демократии.
"Мы хотим создать систему, в которой на переднем плане стоят демократия и духовность, и в которой национальная гордость и духовность иранского народа дополняют друг друга", - сказал Хатами в своей предвыборной речи в Тегеране. Его сторонники, однако, задаются вопросом, а можно ли вообще соединить иранский ислам с западной демократией. Арестованный лидер студенчества Али Афшари (Ali Afschari) думает по этому поводу следующее: "Религия и свобода находятся в противоречии друг к другу".
Мощная консервативная оппозиция, которая, среди прочего контролирует органы правосудия, усматривает, однако, не только в либеральных, но и националистических тенденциях заговор против исламской системы. Десятки арестованных реформаторов и более 35 закрытых публикаций свидетельствуют об ожесточенном сопротивлении реформаторам, сгруппировавшимся вокруг Хатами. Поэтому радикальное крыло реформаторов рассматривает выборы в качестве референдума относительно места консервативного духовенства.
Для радикальных реформаторов речь идет не о предвыборной борьбе между Хатами и девятью другими кандидатами, а о противостоянии религиозному лидеру аятолле Али Хомейни (Ali Chamenei), который, согласно конституции, собственно, и признается главой государства, и за которым остается последнее слово по всем важным вопросам.
Переизбрание Хатами позволило бы ограничить политическое влияние консерваторов. Однако сам Хатами не согласен с такими представлениями.
"Поспешные шаги могли бы нанести ущерб курсу реформ", - обратился он недавно по государственному телевидению, имея в виду сторонников прозападных тенденций, число которых, скорее, растет, чем убывает. Он, в частности, оспаривает фундаменталистский курс духовенства, но тоже против отделения религии от государства и соответственно, по крайней мере, против принципиального изменения конституции, что привело бы к ослаблению позиций Хомейни и консервативного духовенства.
"Не только за рубежом, но и в Иране Хатами видят в костюме и с бабочкой и забывают, что он, несмотря на свою либеральную политику, продолжает оставаться духовным лицом и никогда не проголосует за снятие теократических ограничений", - сказал один из представителей близкого окружения Хатами.
С внешнеполитической точки зрения в случае своего переизбрания президент будет иметь значительно меньше проблем, чем дома. В свой первый президентский срок ему удалось путем многочисленных зарубежных визитов прорвать международную изоляцию Ирана.
Хатами призвал также к реструктуризации "больной экономики" и снижению уровня безработицы (более двух миллионов человек). На развитие экономики Ирана, которая более чем на 85 процентов зависит от освоения месторождений нефти, в большей мере оказывает влияние ситуация в мире, например, уровень цен и поддержка ОПЕК, иностранные инвестиции или то, станет ли страна членом Всемирной торговой организации (ВТО), чем собственное планирование.
"Экономические реформы требуют реформ политических, которые бы вызвали доверие инвесторов как внутри страны, так и за рубежом", - сказал эксперт по вопросам экономики Сааид Лаилас (Saaid Lailas).
Перевод: Владимир Синица