Среда, 6 июня 2001 года.
Герман Обермайер (Herman Obermayer), 1 июня, и Давид Хоффман (David Hoffman) и Тара Зоненшайн (Tara Sonenshine), 2 июня, обращаются к теме свободы прессы в России и к тому, как Соединенные Штаты могут помочь ее сохранить. Главным препятствием для свободы прессы является то, что коммерческая реклама слишком слаба, чтобы оплачивать расходы средств массовой информации, особенно в провинциях. В результате пресса мечется между двумя потенциальными источниками субсидий: правительством, которое рассматривает средства массовой информации как инструмент пропаганды, и частными предпринимателями, которых нередко обвиняют в своекорыстии. Как один из таких предпринимателей (я контролирую национальную телевизионную сеть и несколько национальных газет) я могу засвидетельствовать, что десятки миллионов долларов, в которые мне ежегодно обходятся этот бизнес, не приносят дохода, но только являются источником неприятностей. После того, как я выступил с критикой авторитарной политики президента Владимира Путина, мне пришлось покинуть Россию ради личной безопасности. Мой соперник в бизнесе, связанном со средствами массовой информации, Владимир Гусинский, был также вынужден отправиться в изгнание. Правительство фактически обанкротило его из-за того, что его телевизионная сеть осмелилась сообщать о российских военных преступлениях в Чечне.
Частный капитал в России не сможет бесконечно сопротивляться государственной машине, которая вознамерилась уничтожить свободу слова. Наиболее уязвима провинциальная пресса. Мы аплодируем американским программам помощи свободной прессе в российских регионах, однако эти усилия были бы куда более эффективными, если бы вместо подготовки журналистов в России (как предлагают г-н Хоффман и г-жа Зонненшайн) или приглашения студентов и профессиональных журналистов в США (как предлагает г-н Обермайер) деньги американских налогоплательщиков были потрачены на создание рынка рекламы для независимых местных средств массовой информации.
Для того чтобы сделать всю местную прессу в России финансово жизнеспособной, необходимо около 30 млн. долл. США в год. Мое предложение - отдать эти деньги неправительственным группам борьбы за гражданское общество в регионах на оплату рекламы в интересах общественности. Такой подход позволил бы обеспечить ресурсами местные средства массовой информации и поддержать борцов за гражданское общество в России. А Соединенные Штаты Америки смогли бы заявлять о своем реальном успехе в деле установления свободы слова и демократии в России.