Москва, 7 июня 2001 года. Отбросив сомнения, что Россия станет "помойкой" для радиоактивных отходов, Государственная Дума Российской Федерации одобрила вызывающий острые разногласия план, который может позволить правительству в предстоящие 10 лет заработать до 20 млрд. долл. США на импорте и переработке отработанного ядерного топлива. Это решение стало победой Кремля, который "проталкивает" данный план с прошлого года и заявляет, что намерен использовать часть заработанных на нем денег для очистки российских регионов, загрязненных радиоактивными отходами ядерных программ советской эпохи. Однако противники этого плана заявляют, что Россия не имеет ни соответствующей технологии, ни денег для защиты от возможных экологических катастроф, и что вместо дорогостоящей переработки импортированные радиоактивные отходы будут просто складироваться на российской земле.
Противники пытались отложить голосование данного вопроса в думе до осени, однако насчитывающая 450 депутатов нижняя палата парламента России одобрила пакет из трех законов после 20-минутных дебатов. Теперь план должен получить одобрение верхней палаты парламента, а после подписания президентом Владимиром Путиным он станет законом. Но, как заявляют аналитики, прежде чем в Россию будет завезено достаточно отработанного ядерного топлива, ей придется - даже после полного одобрения вышеназванного плана ее правительством - преодолеть огромные препятствия на международной арене.
Около 90% всего топлива, о котором идет речь, было произведено в США, а страны, которые его использовали, прежде чем отправить топливо в Россию на переработку или на хранение, обязаны получить разрешение от правительства США. В ближайшей перспективе маловероятно, что США дадут такое разрешение. С начала 90-х годов, когда выяснилось, что Россия помогает Ирану строить ядерный реактор, США воздерживаются от подписания с Россией ключевого соглашения о сотрудничестве в ядерной области.
"Не стоит и думать о том, что США дадут разрешение на импорт отработанного ядерного топлива в Россию, пока она сотрудничает с Ираном, - заявил исполнительный директор расположенного в Вашингтоне российско-американского консультативного совета по ядерной безопасности Кен Льонго (Ken Luongo). - Это несбыточная мечта". Г-н Льонго сказал, что план России, касающийся импорта отработанного ядерного топлива, скорее всего станет одним из важнейших вопросов повестки дня на встрече г-на Путина и американского президента Буша-младшего в Словении позднее в этом месяце.
Аналитики говорят, что Кремль настойчиво проталкивает план импорта в Россию отработанного ядерного топлива несмотря на сильную оппозицию внутри страны и туманные перспективы получения поддержки со стороны США. Противники плана собрали по России 2,5 млн. подписей, добиваясь всенародного референдума, но в прошлом году суды признали петицию недействительной. В декабре прошлого году дума предварительно одобрила данный план, но впоследствии законопроект "забуксовал", как считают, отчасти из-за якобы имевшего место конфликта ведомственных интересов: ему воспротивился министр по атомной энергии Евгений Адамов. Г-н Путин уволил г-на Адамова, заменив его Александром Румянцевым, который является сторонником данного плана. В апреле соответственные законопроекты были приняты думой во втором чтении. "От оппозиции частично откупились, уволив г-на Адамова", - считает политический аналитик московской брокерской фирмы "Тройка-Диалог" Том Эдшед (Tom Adshead).
Группы защитников окружающей среды и борцов за права человека утверждают, что российская технология переработки ядерных отходов, российские железные дороги и российские стандарты безопасности устарели и не могут обеспечить безопасность перевозки, хранения и переработки отработанного ядерного топлива. Противники плана импорта топлива озабочены тем, что министерство по атомной энергии (Минатом) получит слишком большие полномочия по распоряжению заработанными денежными суммами и может направить часть этих денег на разработку ядерного оружия. Минатом ведает как гражданскими ядерными реакторами, так и организациями по разработке ядерных боеприпасов.
Перевод: Виктор Федотов