В четверг министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), только что возвратившийся из поездки на Балканы, встретится со своими коллегами в Брюсселе, где, как ожидается, будет объявлено о сокращении численности миротворческих сил НАТО в Боснии-Герцеговине. Предполагается, что 20-тысячный контингент будет сокращен на 10%. Это должно снять опасения европейских союзников США, которые получат заверения, что пока, по крайней мере, американские войска останутся в регионе. В прошлом месяце г-н Рамсфельд заявил, что, поскольку военная операция завершена, он не видит оснований для того, чтобы 3300 американских солдат оставались в Боснии. После того как на Пентагон оказали давление несколько европейских стран, военное руководство США отказалось от намерения вывести из региона свои войска.
Но если европейцам удалось выиграть этот спор, то в четверг настанет очередь г-на Рамсфельда убеждать союзников в достоинствах системы противоракетной обороны (ПРО), которую президент США Буш-младший (George W. Bush) сделал центральным пунктом своей платформы по вопросам безопасности и обороны. Союзники не могут составить себе мнение о предлагаемой системе ПРО - конкретные данные все еще не ясны - но они ее не отвергли.
На состоявшейся на прошлой неделе встрече министров иностранных дел стран-участниц НАТО в Будапеште министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) заявил, что прежде, чем вынести свое суждение, он должен подождать окончания консультаций с Вашингтоном. "Нам нужно понять, станет ли у нас безопасности больше, и убедиться, что план США не скажется отрицательно на контроле над вооружениями", - заявил он. Министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин (Hubert Vedrine) думает так же. "Мы не можем делать поспешных выводов по противоракетной обороне", - сказал он.
Оставив в стороне эти осторожные заявления, можно утверждать, что среди европейцев растет согласие относительно того, что структура безопасности, которая сформировалась в эпоху "холодной войны", вступила в переходный период. Вопрос в том, сможет ли ее заменить противоракетная оборона. И если да, то как она скажется на европейской безопасности и отношениях с Китаем и Россией. Одним из краеугольных камней этой структуры безопасности был Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, который ограничивает испытания и развертывание стратегических систем обороны от баллистических ракет. Но если г-ну Бушу-младшему будет позволено идти своим путем, он предложит Москве резко сократить американский арсенал стратегического ядерного оружия в обмен на отказ от Договора по ПРО. Он также станет консультироваться с русскими, возможно договорившись о расширении противоракетного щита и начале закупок Пентагоном систем оружия у российской оборонной промышленности, которая сильно нуждается в деньгах.
Европейцы опасаются выбрасывать Договор по ПРО в мусорную корзину и заменять доктрину ядерного устрашения на противоракетную оборону. Одна из причин этого, по мнению аналитиков оборонных проблем, заключается в чрезмерно высокой стоимости системы обороны от баллистических ракет. Налогоплательщики откажутся за нее платить - они угрозы не видят. Другая причина в том, что европейцам, в плане стратегического мышления, еще только предстоит выйти за рамки конфронтации между Востоком и Западом.
Старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований Клаус Бехер (Klaus Becher) заявляет, что недавние события в отношениях между Москвой и Вашингтоном заставляют предположить, что США больше не придерживаются доктрины взаимного гарантированного уничтожения, так как администрация Буша-младшего фокусирует свои военные приоритеты на Азии. Он указывает на целый ряд непрерывных усилий по налаживанию американо-российского сотрудничества в вопросе о мерах снижения угрозы и на создание нового объединенного центра раннего предупреждения. "Следует признать, что общая безопасность пришла на смену биполярному антагонизму, несмотря на то и дело возникающие преграды и затруднения", - говорит он.
В некоторых европейских столицах признают это, но хотят дополнительных разъяснений от Пентагона по вопросу о том, какую роль станет играть противоракетная оборона в этой новой системе отношений. "Мы хотим знать масштаб предлагаемой системы ПРО - будет ли она глобальной, региональной или только национальной. Предназначается ли она для обороны от ограниченного по масштабам ракетного нападения, и если да, то с чьей территории", - заявил один дипломат. "Мы не знаем, будет ли система ПРО работоспособной, - сказал другой дипломат. - Нет никаких гарантий, что она предотвратит распространение оружия массового поражения странами-изгоями. Сможет ли система ПРО остановить нападение с применением обычного оружия или атаки террористов, такие, как террористический акт бомбиста-самоубийцы в Тель-Авиве на прошлой неделе?"
Сомнения европейцев по поводу ПРО усугубляются другими факторами, среди которых наиболее выделяется двойственное чувство соперничества и зависимости от США в вопросах своей безопасности. "Мы пытаемся выработать собственную европейскую политику в области безопасности и обороны, - заявляет неназванный дипломат. - Но если план строительства ПРО станет претворяться в жизнь, мы станем заложниками американцев в вопросе собственной безопасности".
Официальные представители США не замедлили ответить, заявив, что европейцы все еще не хотят тратиться на повышение собственных оборонительных возможностей. В самом деле, нелегко приходится г-ну Хавьеру Солане (Javier Solana), отвечающему за внешнюю политику Европейского союза и контролирующему выполнение программы разработки европейской политики в области безопасности и обороны, когда он убеждает правительства в необходимости увеличить расходы на оборону и выделить средства даже на ограниченные гуманитарные и миротворческие операции.
Несмотря на свою озабоченность и наличие комплексов из-за отношений с США, европейские страны НАТО признают, что в следующем десятилетии Европа окажется в пределах досягаемости ракет, размещенных на других континентах. В таком случае, как утверждает Франсуа Гейзбург (Francois Heisbourg) из женевского Центра изучения проблем безопасности, европейцам следовало бы начать определяться со своими собственными интересами. "Окно нерешительности в отношении конкретного содержания политики в области ПРО администрации Буша-младшего останется открытым недолго. Пора уже сегодня оказывать влияние на эту политику".
Перевод: Виктор Федотов