Москва, 8 июня 2001 года. Пять самых бедных государств, появившихся в результате распада Советского Союза, заявили вчера, что намерены воссоздать легендарный Великий шелковый путь для того, чтобы, вопреки растущему неодобрению России, сохранить независимый доступ к мировым рынкам. Когда-то Великий шелковый путь, цепочка базаров и караван-сараев на трассе длиной 5000 миль (1 сухопутная миля равна 1,609 км), связывал древний Китай с Римом. Пять государств - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова - вчера встречались в Ялте, где было объявлено о заключении новой хартии с целью воссоздания Великого шелкового пути от Украины до Средней Азии, через Черное море и Кавказ. Они заявили, что к данному проекту проявляют интерес Китай и Пакистан. В результате может быть построен первый сухопутный транспортный коридор, который станет конкурентом Транссибирской железнодорожной магистрали почти на столетие.
Президенты пяти государств, которые объединились в союз ГУУАМ, не сумели заключить коллективного соглашения о свободной торговле, которое представило бы прямую угрозу для усилий российского президента Владимира Путина сделать Россию центром новой Евразийской экономической зоны. Однако они объявили о том, что приложат новые усилия к тому, чтобы транспортировать природный газ из Азербайджана в Турцию через Грузию, при этом корпорация "British Petroleum" названа главным подрядчиком. Они также согласились отрегулировать визовые отношения и расширить проект "Великий шелковый путь" на восток, что позволит грузовым автомобилям следовать путем, которым в 1271 году Марко Поло (Marco Polo) попал во двор Кублай-Хана (Kublai Khan). На карте можно видеть, что в проекте "Великий шелковый путь" имеются зияющие промежутки. Если Россия не будет участвовать в проекте, то грузы и пассажиры должны будут следовать морем между Грузией и Крымом. Те, кто пожелает попасть в Узбекистан, должны будут выбирать между пересечением Каспийского моря из Баку в Туркменистан - который становится все более изолированным автократическим государством - и труднодоступными сухопутными маршрутами через северную часть Ирана и Афганистан.
Великий шелковый путь начинался с китайской военной миссии в 138 г. до н.э., которой была поставлена задача найти и закупить в среднеазиатской Ферганской долине лошадей, про которых шла молва, что они настолько резвы в беге, что покрываются не потом, а кровью. Когда генерал Чан Чьен (Chang Ch'ien) достиг Ферганы (которая сегодня является наиболее плодородным и наиболее нестабильным регионом Узбекистана), выяснилось, что сказочные кони покрываются кровью из-за паразитов и не стоят того, чтобы их покупать, но что местные купцы готовы платить хорошие деньги за китайский шелк. Однако к середине 1-го века н.э. родилась система торговли, которая построила самые известные оазисы Средней Азии, от Машада (в тогдашней Персии) до Бухары, Самарканда, Ташкента и Кашгара, который все еще является самым западным форпостом современного Китая.
Великий шелковый путь умер, когда в 16-м веке караванные пути между Востоком и Европой были заменены морскими путями, но впоследствии Киргизстан и Казахстан сделали Великий шелковый путь - эту смесь коммерции, бандитизма и высокогорных перевалов - очевидным рыночным инструментом в своих попытках создания современной индустрии туризма. Сегодня эти пять государств торопятся обогнать время - и г-на Путина - чтобы успеть реализовать свой проект "Великий шелковый путь" раньше, чем снова обретшая уверенность в себе Россия сделает его излишним. На состоявшейся на прошлой неделе в Минске встрече Содружества независимых государств г-н Путин провозгласил создание соперничающего объединения бывших советских республик, Евразийского экономического сообщества, который имеет доступ к российским железным дорогам и трубопроводам и ставит своей первоочередной задачей вступление во Всемирную торговую организацию.