Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): Запад или Восток для России?

Ведущий специалист по России влиятельного Фонда Карнеги за международный мир Майкл Макфол размышляет о возможных путях развития нашей страны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Через пятьдесят лет ученые, пишущие об истории Европы этого десятилетия, должны будут остановиться на введении евро, переустройстве Балкан, ходе расширения НАТО и Евросоюза и, возможно, даже на становлении Европы в роли новой мировой силы. Однако главной целью их исследования будет успешная √ или неуспешная √ интеграция России в Европу.

Майкл Макфол - ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир

Через пятьдесят лет ученые, пишущие о истории Европы этого десятилетия, должны будут остановиться на введении евро, переустройстве Балкан, ходе расширения НАТО и Евросоюза, и, возможно, даже на становлении Европы в роли новой мировой силы. Однако главной целью их исследования будет успешная - или неуспешная - интеграция России в Европу.

Если через 50 лет окажется, что Россия интегрирована в Европу, значит, она превратилась в стабильную демократию. Угроз европейской безопасности будет меньше, и Европа, как политическое и экономическое пространство, будет одной из влиятельнейших сил в международной системе. С другой стороны, если Россия к Европе не присоединится, значит, в ней скорее всего установилась диктатура, и она стала угрозой Европе.

На сегодняшний день, более вероятным кажется второй сценарий. После десятилетия флирта с демократией, капитализмом и Западом, Россия слаба, как никогда ранее. Нефункциональное правительство, экономический крах, повсеместная коррупция, инфекционные заболевания и уменьшающееся население уничтожили российское могущество и дух.

Не удивительно, многие в России сейчас утверждают, что переориентация страны на западные государства, институты и ценности была стратегической ошибкой, и должна быть пересмотрена. Эти люди считают, что единственная возможность России продолжать иметь вес на международной арене заключается в том, чтобы выглядеть угрожающей, но в то же время заманчивой в сфере бизнеса для американцев.

По иронии судьбы, такая переориентация могла бы быть полезной в ближайшее время для президента Буша (Bush), готовящегося к первой встрече с президентом России Путиным. Путин, заинтересованный в том, чтобы снова поиграть в политику "балансирования держав" с Соединенными Штатами, возможно, захочет пойти на "сделку" по противоракетной обороне. В общем говоря, атмосфера встречи может быть деловой и прагматичной, что предоставит Бушу благоприятные освещение в прессе его первой встречи с российским коллегой.

Однако Буш будет стремиться к большему, чем только хорошей пресс-конференции. У него есть реальная возможность по новому сформулировать американо-российские отношения. Тон, который он установит в Словении, и взгляды, которые он там выскажет, определят основное направление американской политики в отношении России на ближайшие несколько лет.

На этой встрече с Путиным, Буш может испытать соблазн сразу перейти к заключению сделки по противоракетной обороне. Это как раз то, чего хотят русские. В настоящее время Москва заполнена слухами о том, что Путин попросит взамен, а перечень просьб включает в себя все, что угодно, от оборонных заказов до списания части долга, от молчания Америки по чеченскому вопросу до гарантий того, что НАТО не будет расширяться за счет балтийских государств.

Участие в этой торговле будет ошибкой. Вместо направления американо-российских отношений в новое русло, мы вернемся к динамике американо-советских отношений тридцатилетней давности, когда встречи в верхах сводились к безрезультатным переговорам между враждебными государствами.

Не меньшей ошибкой будут и дружественные объятия двух новых лидеров, пришедших к согласию по большинству вопросов. Буш должен стараться не выглядеть как "друг" Путина - это послужит только легализации антидемократических акций Путина в России и его политики угроз в отношении соседних республик.

Вместо продолжения сближения и возврата к политике сдерживания есть третий путь: реалистическое сотрудничество. Буш должен сообщить Путину, что он верит в возможность интеграции России в Европу и западное сообщество. Однако также он четко должен обозначить условия интеграции, условия, которые потребуют от России серьезных политических и экономических перемен. Чтобы помочь России интегрироваться с Западом, американской стратегией должно оставаться сотрудничество, однако при наличии реалистичной информации о сроках и стандартах этой интеграции.

Российское общество в настоящее время не имеет общего мнения по вопросу, может ли или должна ли Россия стремиться снова стать частью Европы. Российская внешнеполитическая элита так же обсуждает два варианта стратегической ориентации России - на Запад и на Восток. Как объяснял бывший премьер-министр Евгений Примаков, Россия должна решить, хочет ли она быть слабейшим звеном среди ведущих держав - восьмой в Большой восьмерке, или же быть сильнейшей державой среди "развивающихся" стран.

В Путине можно разглядеть оба эти импульса, тянущие в разные стороны. Он постоянно утверждает, что Россия должна быть более вовлеченной в европейские институты, но в то же самое время проводит антидемократическую политику внутри страны, что делает вступление России в западные клубы более затруднительным.

Президент Буш должен выразить свою веру в способность России присоединиться к Европе в качестве демократического государства с рыночной экономикой. Многие в России не верят, что Соединенные Штаты и новая администрация в частности хотят видеть Россию как часть Запада. Буш даже должен быть настолько смел, что должен представить членство России в НАТО как реальную, долгосрочную цель. Европа будет целостной и свободной, как выразился когда Буш-старший, если Россия будет ее частью.

Однако Россию сейчас отделяют десятилетия от вступления в Европейский Союз или НАТО. Члены западного сообщества демократических государств не уничтожают своих граждан в восставших провинциях, не продают ядерные технологии государствам-изгоям, и не контролируют прессу. Без бахвальства и самоуверенности Буш должен ясно заявить, что правила вступления в европейские институты не будут изменены с целью соответствия "специальной" России. Так же и не будет остановлено расширение европейских организаций на Восток по причине возражений России. Единственными реальными вопросами должны быть следующие: может ли Россия осуществить перемены, необходимые для присоединения к Европе, и хочет ли Россия к Европе присоединиться.

Многие россияне надеются, что их страна может стать полноправным членом Европы. Они не хотят становиться авторитарным союзником Китая, ищущим конфронтации с Западом. Однако десятилетие несбывшихся ожиданий демократии и рынков, дополненное явно враждебными действиями Запада, породило сомнения относительно места России в мире. Президент Буш не может уничтожить эти сомнения в один момент, однако он может сделать ясными намерения Америки по отношению к России. Выразив позитивное, и в то же время реалистичное видение Европы - целостной, свободной, и включающей Россию - он может удержать Россию от опасного скатывания в антизападном направлении.