У европейцев появилась возможность впервые обменяться мнениями с президентом Бушем. Сначала в Брюсселе, основательнее - в Гетеборге. Что особо волнует политиков Европейского союза, так это вопрос, будут ли американцы со своей новой администрацией продолжать в международной политике во все большей мере отходить от принципов многосторонности. Разговор предстоит нелегкий. Не безгрешна в этом плане и Европа. Несмотря на многочисленные декларации и заклинания, Европа исподволь обретает свое собственное лицо. Буш же, сам того не желая, за короткий срок немало помог ей в этом.
В среду в рамках своей первой поездки по странам Европы президент Буш (Bush) встречается в Брюсселе с партнерами по НАТО. Днем позже он предстанет в Гетеборге перед главами государств и правительств 15 стран-членов ЕС. Встреча в Швеции начнется с тематически структурированного разговора Буша и его советников с представителями "тройки" ЕС [председателями Совета ЕС и Европейской комиссии, координатором по вопросам внешней политики и политики безопасности Соланой (Solana)]. Вечером его завершит свободный обмен мнениями с главами правительств стран ЕС. По оценке европейских дипломатов, несмотря на то, что ожидается больше материалов иллюстративного характера, чем достойных внимания крупных заголовков, эта встреча в верхах стоит среди ставших за последние шесть месяцев рутинными встречами руководителей США и Европы американо-европейскими особняком. По той причине, что в ней принимает участие Буш.
Кандидатура Буша была нежелательной
Брюссель и Гетеборг дают обеим сторонам возможность познакомиться, подкорректировать ранее сложившиеся представления и заложить основание для плодотворного трансатлантического сотрудничества на ближайшие четыре года. Для ведущих политиков ЕС, в массе своей представителей левых и зеленых, консервативный республиканец Буш был нежелательной кандидатурой в качестве преемника Клинтона (Clinton). А бесцеремонность, с которой техасец, упирая на приоритетность американских экономических интересов, отказался от участия в реализации протокола, подписанного в Киото, и даже подвел научный базис, чтобы поставить под сомнение серьезность предупреждений об угрозе потепления климата, спровоцировали у европейцев не только живой и оправданный протест и вспышки эмоций. Поступки Буша утвердили многих во мнении, что тот является политиком, которого мало интересует многостороннее международное сотрудничество, и который ставит во главу угла американские интересы.
ЕС по этой причине увидел в заявленной новой командой Белого дома политике, о которой они не были заранее предупреждены, тревожный сигнал. Для ЕС он означал, что эта администрация, в отличие от своих предшественников, не только не воспрепятствует скрытой тенденции действовать в одиночку, появившейся в американском конгрессе, но и придаст ей новый заряд. С этой точки зрения за одиноким "нет" Буша киотскому протоколу выстраивается целый ряд шагов подобного рода: сопротивление США подписанию всеобъемлющего договора о запрете ядерных испытаний или выступление против подписания международных соглашений об объявлении вне закона противопехотных мин и запрете биологического оружия или создании международного уголовного суда.
В этой связи европейцы захотят также услышать от Буша, как он относится к склонности конгресса к одностороннему экстерриториальному законодательству. Конкретно речь идет о правовом акте, который предусматривает принятие Вашингтоном ответных мер в отношении неамериканских предприятий, поддерживающих деловые отношения с государствами, такими, как Ливия или Куба, в отношении которых действуют санкции США. Администрация Клинтона обезвредила эту торгово-политическую мину, сделав исключение для стран-членов ЕС, чьи интересы были затронуты. ЕС настаивает, чтобы Буш продолжил политику своего предшественника.
Спор по проблемам политики безопасности вряд ли возможен
Можно с уверенностью говорить, что в Брюсселе, а затем и в Гетеборге пойдет речь об известных разногласиях в области политики безопасности. Тема, однако, потеряла, по крайней мере пока, остроту после того, как Буш заверил европейцев, что он согласен дискутировать с ними на тему новой архитектуры политики безопасности, в том числе и на тему эшелонированной противоракетной обороны, и постоянно консультироваться. С содержательной точки зрения Буш вряд ли скажет европейцам больше того, что несколько дней назад сказал министрам обороны стран НАТО глава Пентагона Рамсфельд (Rumsfeld). А сказанное Рамсфельдом министр обороны ФРГ Шарпинг (Scharping) охарактеризовал лишь как набросок идеи. В остальном же, не столь принципиально настроенные против проекта создания системы противоракетной обороны, но скептически относящиеся к американскому сценарию угроз и возможности принятия ответных мер военного характера, европейцы исходят из того, что со сменой власти в американском сенате демократы, более сдержанные в этом вопросе, притормозят реализацию намерений Буша в сфере политики безопасности.
Если исходить из позиции, которую занимали до сегодняшнего дня Буш, Пауэлл (Powell) и Рамсфельд, можно сделать вывод, что новая администрация смирилась с намерением проведения европейцами самостоятельной политики безопасности и обороны (ESVP), включая создание своих собственных сил быстрого реагирования, правда, несамостоятельных от НАТО. Впрочем, за столом, за которым соберутся руководители, могут возникнуть серьезные разногласия, если Буш, как это сделал раньше Рамсфельд в кругу министров обороны стран- участниц НАТО, будет настаивать на том, чтобы применение европейских сил быстрого реагирования субсидировалось НАТО. Таким образом, ЕС, по выражению американцев, должен будет признать "право первого отказа" альянса.
Больше взаимодействия в кризисных ситуациях?
Перед первой встречей Буша с Путиным, на которую президент США отправится из Гетеборга, назрела необходимость углубленного обмена мнениями между американцами и европейцами о роли, которую они отводят в своей стратегии России, в том числе с точки зрения расширения НАТО на восток. Далее Бушу и его европейским коллегам придется обратиться к последним событиям в Македонии и на Ближнем Востоке, чтобы обсудить в свете последнего опыта работы в этих кризисных регионах значение проведения более скоординированной и осмысленно дополняющей друг друга внешней политики и политики безопасности в интересах урегулирования конфликтов общими усилиями.
Возможности Соланы
По оценке дипломатов, вновь созданный в Брюсселе Европейским союзом постоянно действующий комитет по вопросам политики и политики безопасности стран-членов ЕС, который собирается дважды в неделю, постепенно трансформируется в организационное ядро общей внешней и оборонной политики ЕС (Gasp). Вопросы внешней и оборонной политики пока остаются в руках стран-членов ЕС. Но все же в лице Соланы, бывшего генерального секретаря НАТО и человека, уже в течение двух лет координирующего внешнюю и оборонную политику ЕС, американцы получают полномочного представителя Европейского союза, партнера, с которым можно вести переговоры и которого им давно не хватало. Благодаря своим личным действиям на Балканах и на Ближнем Востоке, согласованных с государственным секретарем Пауэллом и генеральным секретарем Робертсоном (Robertson), он поднял в рамках ЕС не только свой собственный авторитет как представителя и человека, оказывающего влияние на формирование общей европейской внешней и оборонной политики. Личность Соланы, его деятельность придают ЕС более четкий профиль готового к действиям и все более дееспособного игрока на международной арене.
Перевод: Владимир Синица