Роберт Страусс - бывший посол США в Советском Союзе, в настоящее время председатель Американо-российского делового совета.
Во время первой поездки в Европу президенту Бушу (Bush) конечно придется отвечать на вопрос европейцев о том, в каком направлении движутся американо-российские отношения. В настоящее время отношения между руководствами Америки и России строятся преимущественно вокруг стратегических вопросов. Однако со временем круг вопросов необходимо будет расширить, что скорее всего и произойдет.
Несомненно, президент Буш подвергается критике некоторыми лицами за то, что он, судя по его действиям, в первые месяцы своего правления игнорирует Россию, а президент Путин вызвал раздражение некоторых американских политиков своим теплым отношением к странам, чьи интересы не совпадают с нашими. Однако во время взаимоотношений различные проблемы обычно улаживаются, и американо-российские отношения не являются исключением.
Я полагаю, что г-н Буш, начав формулировать свою внешнюю политику, и выказав некоторое желание прислушиваться к нашим союзникам, готов иметь дело с Россией на продуктивном уровне. Широкая общественная поддержка г-на Путина в России и его годичный опыт деятельности на международной арене делают его достойным собеседником для г-на Буша. Они оба достаточно умны для того, чтобы найти что-то общее, даже если они будут защищать свои точки зрения по вопросам, вызывающим их разногласия.
Их первая встреча будет иметь очень важное значение. Как бы они ни хотели лишить взаимоотношения личностного аспекта, удачные переговоры всегда будут зависеть от взаимного доверия, в особенности по наиболее сложным вопросам, таким как по противоракетной обороне и расширению НАТО. Личные отношения, как я понял из своего опыта общения с Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, являются очень важным моментом, особенно в ситуациях, когда национальные интересы наших стран входят в противоречие друг с другом.
Хотите вы того или нет, то, что делается в одной стране, неизбежно отражается на другой. Россия может и не желать нашей финансовой помощи, однако она точно нуждается в наших инвестициях. Президент Путин четко знает, что эти инвестиции будут зависеть от появления в России определенных условий - прозрачности в политической системе, функционирующих банков и беспристрастных судов. Соединенные Штаты могут даже согласиться на обсуждение сокращения российского долга. Россия не станет полным и равноправным членом Большой Восьмерки индустриальных государств, пока ее демократические институты не будут обладать большей защитой и поддержкой, однако США склонны поддержать вступление России во Всемирную Торговую Организацию, являющуюся немаловажным катализатором экономических реформ.
И, учитывая возобновленный интерес к таким сферам, как ядерная энергетика и заинтересованность России в принятии на хранение отработанного ядерного топлива, мы можем добиться на ближайшие годы взаимовыгодного сотрудничества.
Я полагаю, мы должны быть терпеливыми, и не судить о будущих отношениях между нашими странами по текущей ситуации - и даже по результатам первого "знакомства" г-на Буша и г-на Путина в Любляне.
Со временем станет ясно, как, впрочем, было ясно всегда, что всем нам будет лучше, если Россия будет нашим партнером, а не проблемой. Американцам нужны будут сотрудничество и помощь России в решении таких международных проблем, как терроризм, угрозы окружающей среде и распространение ВИЧ и СПИДа. Я не сомневаюсь, что два лидера скорее раньше чем позже засучат рукава и возьмутся за работу. Не следует удивляться, если после встречи или двух они станут друг для друга Джорджем и Владимиром.