Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Збигнев Бжезинский: Буш-младший должен дать Европе новый ориентир

Перед отправляющимся в Европу президентом США стоит серьезный вызов: ему нужно отреагировать на ощутимое изменение направления событий в европейских делах

Збигнев Бжезинский: Буш-младший должен дать Европе новый ориентир picture
Збигнев Бжезинский: Буш-младший должен дать Европе новый ориентир picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Программа европейского турне президента США Буша-младшего включает встречу с Советом НАТО, саммит Европейского союза, важную речь в Варшаве и двусторонние переговоры с российским президентом Владимиром Путиным в Словении. В определенном смысле маршрут президента определяет и его повестку: как расширить трансатлантический альянс, не подрывая его критической роли в европейской безопасности; как сформировать более равноправное партнерство с Европой, подозревающей, что Америка не особенно желает видеть ее объединенной; и как установить отношения с Россией, не скомпрометировав американской поддержки расширения как Европейского союза, так и НАТО. - Читайте комментарий известного американского политолога, бывшего советника президента Картера по национальной безопасности Збигнева Бзежинского.

Перед отправляющимся в Европу Бушем-младшим (George W. Bush) стоит серьезный вызов: ему нужно отреагировать на ощутимое изменение направления событий в европейских делах и на растущую тревогу Европы из-за того, что многие воспринимают как отсутствие стратегического единства в американской внешней политике. Для того чтобы отреагировать эффективно, президент должен указать обязательный ориентир для развития трансатлантических отношений. Программа президента включает встречу с Советом НАТО, саммит Европейского союза, важную речь в Варшаве и двусторонние переговоры с российским президентом Владимиром Путиным в Словении.

В определенном смысле маршрут американского президента определяет и его повестку: как расширить трансатлантический альянс, не подрывая его критической роли в европейской безопасности; как сформировать более равноправное партнерство с Европой, подозревающей, что Америка не особенно желает видеть ее объединенной; и как установить отношения с Россией, не скомпрометировав американской поддержки расширения как Европейского союза, так и НАТО.

Эта повестка является пугающе трудной, поскольку сегодня в Европе нет единства во взглядах на ее будущие границы, тогда как совместное франко-германское руководство расстроилось. Отмечается также растущая неуверенность в отношении желательности расширения Европейского союза. Вырисовывается коалиция государств - членов Европейского союза, которые опасаются, что "новички" могут лишить "старичков" их финансовых привилегий, страшатся растущего национализма и угрозы, что "соседи-попрошайки" отдалят более амбициозное видение Большой Европы. Недостает решимости также и в вопросе о расширении НАТО. Хотя против расширения как такового не возражает ни одна из стран - членов альянса, в отсутствие четкой руководящей роли Америки могут возобладать нерешительность и колебания. Народы стран Центральной Европы страшатся даже того, что Москва может предпринять попытку соблазнить г-на Буша-младшего неформальным соглашением: готовность России сотрудничать в вопросе о противоракетной обороне в обмен на ограничение расширения НАТО Словакией и Словенией.

Многие европейцы также скептически относятся к внешней политике новой американской администрации. Гостя из Америки нередко спрашивают, почему столь опытной команде, возможно, лучшей за многие годы, кажется, недостает четко сформулированной и последовательной стратегии. Они сомневаются в том, что самым важным вопросом безопасности, стоящим перед трансатлантическим сообществом, являются так называемые "государства-изгои", и они рассматривают саму концепцию угрозы как демагогию, а не как серьезный анализ.

Отсюда следует, что речь президента в Варшаве должна быть подчеркнуто стратегической. Его команда понимает, что знакомые заклинания об "открытых дверях" или "Европе единой и свободной" будут расценены как попытка подмены сущности лозунгами. Исключительно важное значение имеют признание стратегических последствий растущего взаимного перехлестывания расширяющихся НАТО и Европейского союза и твердое выражение решимости США сделать следующий этап расширения НАТО по-настоящему значимым. Президенту следует ясно дать понять своей аудитории, что сегодняшние девять претендентов на вступление в НАТО заслуживают того, чтобы им всем пообещали принять их в члены альянса, пусть даже и не всех сразу.

Необходимость покончить с этой неопределенностью особенно насущна применительно к прибалтийским странам. Россия недавно повторила свою точку зрения, что прибалтийские страны в 1940 году "добровольно" вошли с состав Советского Союза. Прибалты, понятное дело, обеспокоены, что когда-нибудь снова будут присоединены к своему большому соседу на востоке также "в добровольном порядке". Г-н Буш-младший должен дать им понять, что "красные разделительные линии", которые имели целью исключить народы Балтии из Евро-Атлантического сообщества, будут стерты, когда наступит следующий этап расширения НАТО. Три северные страны НАТО и три новых союзника (Польша, Венгрия, Чешская Республика) поддержали бы четко сформулированную позицию США в пользу более амбициозного и смелого подхода. Новое правительство Италии, турки и испанцы - короля которых президент также навестит - скорее всего сделают то же самое. Остальные, включая Большую Тройку (Великобритания, Франция, Германия) в конце концов последуют их примеру, хотя и после некоторого первоначального колебания. Но без четкой руководящей роли Америки чувство ощутимого изменения направления событий в европейских делах может отравить даже Атлантический альянс.

Наконец, существует опасность, что встреча с г-ном Путиным может затмить европейские аспекты поездки г-на Буша-младшего. Г-н Путин, несомненно, постарается достичь этой цели. Он приедет уверенным в себе, добившись некоторого прогресса в деле повышения российского влияния в Украине, продолжая в то же время угрожать Грузии и вести войну в Чечне. Следовательно, тем более важно для президента США заранее в общих чертах раскрыть свое видение процесса усиления сотрудничества между Европейским союзом и НАТО, с которым г-ну Путину придется де-факто согласиться. Россия примирится с более крупной по размерам и более безопасной Европой, но только в том случае, если будет убеждена, что такая укрупненная Евро-Атлантическая Европа неизбежна. В этом отношении команда Буша-младшего более реалистична, чем ее предшественницы.

Наконец, под вопросом и долгосрочная перспектива американо-европейских связей. Америка и Европа ссорились и раньше, но их ссоры, как правило, были связаны с конкретными вопросами политики, такими, как развертывание крылатых ракет или уровни расходов на оборону. Сегодня ключевая проблема более серьезна. Какая Европа скорее всего появится, и к отношениям какого рода будут совместно стремиться Америка и Европа? На кон поставлен сам характер Евро-Атлантического сообщества как сердцевины глобальной стабильности.

Более крупная Европа и более крупный союз НАТО - близкие по размерам, тесно связанные единством целей союзы, к которым России необходимо приспособиться - являются обязательным элементом реакции на новые дилеммы периода после окончания "холодной войны". Евро-Атлантическое сообщество должно расширяться для того, чтобы играть центральную роль в глобальных масштабах - и поездка г-на Буша-младшего в Европу дает ему шанс оказать решающее личное влияние на осуществление этого исторически важного дела.