Мадрид, 12 июня. Президент США Буш-младший (George W. Bush) начал свой первый с момента прихода к власти заокеанский визит с того, что повел самое активное наступление в поддержку своего плана строительства противоракетного щита, назвав мешающий этому Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года "устаревшим" и "не соответствующим обстановке периода после холодной войны".
"Договор по ПРО является пережитком прошлого, - заявил г-н Буш-младший. - Дни холодной войны позади, и, как я считаю, с ними должен уйти в прошлое менталитет холодной войны".
Президент был не менее выразителен в своем неприятии соглашения о борьбе с глобальным потеплением климата, которое поддержали руководители европейских государств. Всего лишь через несколько часов после того, как министры стран Европейского союза, ответственные за окружающую среду, заявили, что последнее предложение президента США относительно уменьшения выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, неприемлемо, г-н Буш-младший назвал соглашение от 1997 года, известное как Киотский протокол, "нереальным" и "не базирующимся на выводах здравомыслящей науки". Он заявил, что для больной американской экономики было бы губительно пытаться следовать ему, и в очередной раз попытался доказать, что европейцам следует отнестись к этому с пониманием, поскольку Европа имеет торговые отношения с Соединенными Штатами Америки. Для того чтобы наша торговля была активной, экономика нашей страны должна восстановиться, - заявил г-н Буш-младший на пресс-конференции, стоя рядом с испанским премьер-министром Хосе Мария Азнаром (José María Aznar).
Действительно, в лице г-на Азнара г-н Буш-младший нашел человека, готового осыпать его похвалами и утешениями. На пресс-конференции, состоявшейся в саду перед дворцом Монклоа, где находится резиденция г-на Азнара, испанский премьер-министр выразил интерес к идее противоракетного щита и сделал, как могло показаться, мягкий упрек в адрес других европейских руководителей. "Я удивлен, что есть люди, которые с самого начала осуждают эту инициативу, - заявил г-н Азнар, добавив при этом, что "речь идет о попытке обеспечить более высокую безопасность для всех".
В ходе своего первого визита в Европу г-н Буш-младший преследует цель развеять опасения европейских руководителей, что его внешняя политика будет односторонней, и уверить их в том, что он считает союз между США и Европой как никогда ранее жизненно необходимым и важным. Американский президент развивал тему сотрудничества, заявляя вновь и вновь, что объединяющие США и Европу цели сильнее, чем любые расхождения во мнениях. "Того, что нас объединяет, куда больше, чем того, что нас разделяет", - сказал г-н Буш-младший, пообещав консультироваться и работать вместе с европейскими союзниками по всем представляющим взаимный интерес вопросам. - У нас общие ценности. Мы торгуем друг с другом. Мы вместе решаем проблемы безопасности. И я не позволю никакой проблеме разъединить Америку и Европу". Однако его призывы поддержать идею противоракетного щита и его категорический отказ признать Киотский протокол высветили две области серьезных расхождений между ним и европейскими руководителями.
Прогуливаясь по королевскому дворцу и позднее беседуя на протяжении более трех часов с г-ном Азнаром, г-н Буш-младший сделал самый большой на сегодняшний день шаг в направлении мировой арены, где его пока еще сравнительно мало знают и, по словам официальных представителей его администрации, в основном неправильно понимают. Визит в Испанию намечался как осторожный старт пятидневного дипломатического турне по пяти странам, дальнейшая программа которого включает присутствие на совещании руководителей стран НАТО в Бельгии в среду и завершается встречей с президентом России Владимиром Путиным в Словении в субботу.
Правительство Испании более консервативно, чем большинство других европейских правительств, поэтому считалось, что испанские руководители будут больше польщены вниманием г-на Буша-младшего, чем их коллеги в некоторых других европейских странах. Кроме того, г-н Буш-младший немного говорит по-испански, что и пытался неоднократно демонстрировать сегодня. По прогнозам, здесь, в Испании, вероятность протестов такого рода, какие могут ожидать президента США в других намеченных для посещения странах, меньше. Перед зданием американского посольства в Мадриде сегодня собралось всего около 400 демонстрантов с плакатами вроде "Буш, глупец, мир - это не твое ранчо" и "Европа не признает дикого Буш-мена". Сотни полицейских без труда справились с ними.
В совместном заявлении, которое сделали г-н Буш-младший и г-н Азнар перед началом своей пресс-конференции, руководители согласились с необходимостью "всеобъемлющей стратегии безопасности, которая охватывает как наступательные, так и оборонительные системы". О ней говорилось в столь же неконкретных выражениях, что и о предполагаемой структуре противоракетного щита, при этом испанский премьер-министр воздержался от прямого одобрения. Перед пресс-конференцией г-н Буш-младший большую часть времени провел с г-ном Азнаром в его загородной резиденции в Толедских горах - убежище, близком по духу ранчо г-на Буша-младшего в местечке Кроуфорд, штат Техас. В ходе бесед и прогулок никто из двоих руководителей не надевал галстука или пиджака. В целом этот визит, казалось, вполне отвечал неформальным вкусам г-на Буша-младшего как рецепт для спокойного вхождения в европейскую политику. Обсуждая мировые дела и произнося иностранные слова, г-н Буш-младший не всегда чувствовал себя уверенно. В понедельник, в интервью испанскому государственному телевидению он переврал фамилию премьер-министра Испании. Сегодня таких грубых ошибок он не допустил, однако на пресс-конференции г-н Буш-младший вначале говорил тихим голосом и держался немного скованно, подавляя свое обычное возбуждение до такой степени, что временами казался вкрадчивым. Позднее, когда он заговорил о своей непреклонной решимости создать противоракетный щит и о серьезных, по его мнению, недостатках Киотского протокола, то несколько оживился и его голос зазвучал сильнее.
Перед отъездом из США г-н Буш-младший пытался успокоить опасения европейцев касательно усилий его администрации по борьбе с глобальным потеплением климата, пообещав, что Америка встанет во главе всего мира в исследованиях и разработках новых технологий, которые позволят сократить выбросы газов в атмосферу. Однако он не связал себя никакими конкретными обещаниями. Ряд европейских министров заявили, что на них эти обещания не произвели впечатления. "Отказ от Киотского протокола означал бы, что шаги по борьбе с изменением климата планеты будут отложены на многие годы, а мы и так уже опоздали, - заявил министр по окружающей среде Кьелл Ларссон (Kjell Larsson) из Швеции, которая в настоящее время председательствует в Европейском союзе. - Для нас это неприемлемо".
Помощники г-на Буша-младшего позднее признали, что, хотя они значительно продвинулись вперед в деле смягчения сопротивления европейцев идее противоракетного щита, разногласия по Киотскому протоколу оказались более серьезными и менее легко разрешимыми. Один официальный представитель американской администрации приоткрыл завесу над мнением администрации, что европейские сторонники Киотского протокола по политическим мотивам говорят о высоких материях, которые реально недостижимы. "Хотелось бы, чтобы я снова стал таким чистеньким, - саркастично заметил этот представитель администрации. - Хотелось бы, чтобы я был шведом". Помощники г-на Буша-младшего доказывают, что Киотское соглашение - предусматривающее сокращение выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, до меньших, чем в 1990 году, уровней - было составлено с таким расчетом, чтобы выполнить его Европе было гораздо легче, чем Америке.
Другим вопросом, из-за которого между Европой и США существуют разногласия, является смертная казнь. Приведение в исполнение смертного приговора Тимоти Маквейну (Timothy J. McVeigh) в понедельник практически гарантировало, что г-ну Бушу-младшему будет задан вопрос о его поддержке высшей меры наказания. Он ответил задавшему этот вопрос испанскому журналисту, что высшая мера наказания стала возможной вследствие демократического консенсуса американского народа, который, по его словам, "считает, что смертная казнь безусловно нужна, справедлива и оправдана, ибо способствует сокращению преступлений".
Г-н Буш-младший разъяснил, что рассматривает противоракетный щит как необходимую оборону против небольших стран, которые заполучили в свои руки оружие массового поражения, а не как часть новой гонки вооружений, и что люди, отвергающие ее потенциальную полезность, игнорируют изменяющуюся природу нашего мира.
Перевод: Виктор Федотов