Реализация недавнего решения правительства России о введении в России дополнительной акцизной марки дается стране с трудом. Газета иронизирует, что россияне от этого не пострадают: в провинции они будут продолжать гнать самогон, а жители крупных городов перейдут на пиво.
Сначала лопающиеся трубы системы отопления во Владивостоке. Затем затопленные сибирские деревни. И вот теперь - в стране остановились заводы, выпускающие водку. "Если хаос будет продолжаться, нас ожидает водочный бунт", - рисует в мрачных тонах картину будущего для российских любителей выпить представитель Асоциации производителей винно-водочной продукции Герман Климовский.
То, что конвейеры 702 водочных заводов остановились, имеет короткую и одновременно длинную предысторию. Вот первая из них: с 1 июля на каждой бутылке водки должны быть наклеены две разные акцизные марки, которых не найти (почти) по всей стране. Длинная история заключается в том, чтобы действовать по принципу, когда решение простых вопросов откладывается до тех пор, пока рядовая проблема не становится предвестником потенциальной катастрофы.
Движение в направлении незапланированного введения сухого закона началось в августе прошлого года. Тогда президент Владимир Путин подписал несколько законов в сфере налогообложения. К нововведениям, которые должны были вступить в силу 1 января, относилось справедливое распределение налога на алкоголь между Москвой и регионами. Согласно новому правилу, на бутылки должны были продолжать наклеивать акцизные марки не только производители водки, но и крупные торговцы этим продуктом, но уже дополнительные - региональные акцизные марки. Регионы предложили использовать в качестве дополнительной акцизной марки уже применявшиеся местные контрольные этикетки. Против этого были министерства финансов и по налоговым сборам, которые, очевидно, не хотели терять контроль.
Проходили месяцы, а новая акцизная марка так и оставалась заветной мечтой. Премьер Михаил Касьянов оставался невозмутимым и категорично заявлял, что любая бутылка водки, которая появится в продаже после 1 июня без акцизных марок, будет рассматриваться как нелегально произведенный продукт.
Как и следовало ожидать, водочные заводы прекратили выпуск продукции. Крупный продавец - московский водочный завод "Кристалл" - неоспоримый лидер на рынке водки, выпускающий ежегодно 175 млн. бутылок напитка, постоянно получал в прошедшие недели лишь часть из ежедневно необходимого полумиллиона акцизных марок. В то же время в провинциальном городе Тула еще не пришли к решению в выборе типографии, которая должна печатать акцизные марки, говорит представитель сбытовой организации "Союзпромимпекс" тульского винно-водочного завода Михаил Албу.
Для того, чтобы окончательно загубить дело, министерства финансов и налоговых сборов требуют не только наклеивания новых марок, но и открытия, по меньшей мере, тысячи складов, предназначенных специально для перевалки продукции. В настоящее время работает лишь несколько десятков таких складов, которые имеют в своем распоряжении необходимое компьютерное обеспечение и оборудование для нанесения штрих-кода.
Впрочем, даже тогда, когда водочный кризис совсем уж обострится, у многих русских будет, что выпить: по меньшей мере, 40, если даже не все 70 процентов потребляемой водки гонится подпольно на дачах и в деревнях. В прошлом году от употребления такой продукции умерли не менее 40 000 россиян, говорит эксперт-консультант российского парламента по вопросам законодательства в сфере алкогольных напитков Игорь Шумейко.
Труднее найти заменитель водке в городах. Если поставки водки действительно прекратятся, российские любители выпить могут перейти на пиво. У его производителей нет проблем, что каcается акцизных марок на алкоголь и налоговых акцизных марок. В конце концов, российские власти считают пиво не алкогольным, а освежающим напитком.
Перевод: Владимир Синица