Самый важный аспект состоявшейся в среду встречи президента США Буша-младшего (George W. Bush) со своими союзниками по НАТО не имел отношения к разногласиям по вопросу о противоракетной обороне. Эти разногласия, вне всякого сомнения, остаются - но дебаты по крайней мере ведутся открыто и честно. Более важной, по меньшей мере на ближайшую перспективу, была заявленная американским президентом готовность к вовлечению России в диалог о сотрудничестве.
На первый взгляд, г-н Буш-младший желает двух несовместимых вещей. Он хочет к концу следующего года нового этапа расширения НАТО, которое почти наверняка затронет некоторые территории бывшего Советского Союза - а именно три прибалтийские республики. До сего времени это была анафема для Москвы, представители которой вели речь о "красной линии" по внешней границе бывших советских республик, заявляя, что будут противиться всякому расширению НАТО далее этой линии. Единственный способ заручиться согласием российского президента Владимира Путина на такое расширение НАТО заключается в том, чтобы убедить его, что Организация Североатлантического договора сегодня - нечто совершенно иное, чем была в годы "холодной войны". Россия должна быть в большей мере вовлечена в структуры своего давнего противника. НАТО, в свою очередь, должна быть лучше сфокусирована на операциях по поддержанию мира и по принуждению к миру и в меньшей степени - на обороне от давних угроз.
С другой стороны, прибалтийские республики и другие бывшие участники Варшавского договора, например Польша, которые уже вступили в НАТО, частично мотивированы сохраняющимся у них чувством страха перед господством России. Их, в свою очередь, необходимо убедить, что Россия больше не представляет угрозы.
Как союзников США по НАТО, так и кандидатов на вступление в этот альянс, которых г-н Буш-младший хочет принять, заботит то, что он делает слишком высокую ставку на одну только противоракетную оборону. Будущие члены альянса опасаются, что он может разменять согласие России на его план строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США - и, следовательно, на отказ от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года - на дальнейшее расширение НАТО. Произнесенная им в среду речь заставляет предположить, что он этого не сделает. Он хочет и расширения НАТО, и налаживания сотрудничества с Россией. Это замечательная мечта, но она означает, что начнутся новые дебаты о роли НАТО в период после окончания "холодной войны". Если Россия будет явно оставлена вне шатра НАТО, то трудно себе представить, как можно будет похоронить прежние отношения времен "холодной войны".
Европейские союзники по-прежнему полны скептицизма в отношении как мудрости, так и практичности решения о развертывании НПРО США, хотя они в большей мере, чем раньше, готовы подойти к этому вопросу непредвзято. Это разумно. Больше всего их волнует, что любая система противоракетной обороны может фактически скорее поощрять, нежели предотвращать распространение оружия массового поражения в мире. Однако не следует напрочь отбрасывать систему, которая, возможно, обеспечит более высокую степень международной безопасности.
Г-ну Бушу-младшему все еще предстоит значительная работа по убеждению. Но, приступая к ней, он выбрал правильный путь. Он начинает дебаты о совершенно новой системе безопасности на период после окончания "холодной войны". Этот подход следует приветствовать.