Президент Буш (Bush) может напугать Россию, Китай и многих союзников Америки по НАТО своими планами касательно создания системы ограниченной противоракетной обороны. Однако, судя по его поведению в Брюсселе вчера, он точно полагает, что его веры в программу "Сын звездных войн" будет достаточно, чтобы переубедить сомневающихся.
Хотя лидеры стран-членов НАТО разошлись во взглядах по вопросу потенциальной угрозы, представляемой баллистическими ракетами, находящимися в распоряжении так называемых государств-изгоев, большинство из них не разделяет веру Буша.
Они изучили предоставленные ЦРУ и Агентством национальной безопасности разведывательные фотографии, раскрывающие ракетные программы, реализуемые в Северной Корее, Иране и Ираке, однако их реакция на эти фото была отличной от реакции Вашингтона. Как выразился один из американских чиновников, "они изучали те же самые слайды, что и мы, однако, похоже, что они не согласны с нашими оценками".
В то время, как некоторые из стран-членов НАТО, судя по всему, больше верят в дипломатию как средство противостояния таким угрозам, г-н Буш полагается на мощь военных технологий. Это отличительная черта сверхдержавы.
Несмотря на продолжающееся критическое отношение к проблеме, ответная реакция начинает едва заметно меняться. Италия, под руководством своего лидера, Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), движется по направлению к точке зрения Вашингтона. Тони Блэр (Tony Blair) высказался вчера о необходимости рассмотреть все варианты противостояния рассматриваемой ракетной угрозе, включая "оборонительные и наступательные" вооружения.
Официальные лица НАТО отрицают, что между США и Европой имеются существенные разногласия по вопросам противоракетной обороны. Однако внутри альянса ясно видны два отношения к проблеме. Более понимающий подход к противоракетной обороне имеют Турция, Испания, Италия, Польша и Венгрия. Может быть, из-за географического положения, они понимают, как ракетная угроза может представлять собой реальную опасность для их стран.
Г-н Блэр был осторожен и не одобрил концепцию противоракетной обороны, и в тоже время его слова не могли рассматриваться как слова главы государства, решившего бороться всеми средствами против аннулирования Договора по ПРО 1972 года. Соглашение времен "холодной войны" между Соединенными Штатами и Советским Союзом является сутью проблемы, с которой столкнулся г-н Буш в своих дискуссиях с союзниками. Его собеседники считают это соглашение основным для соблюдения режима контроля над вооружениями.
Франция и Германия, с другой стороны, выступают против любой попытки аннулировать Договор по ПРО, и их позиция может убедить других членов Альянса не соглашаться с г-ном Бушем. Многое будет зависеть от президента Путина, главы России. Если он даст хоть какой-нибудь знак, что Договор по ПРО может быть изменен или что его можно "отодвинуть в сторону", как говорит г-н Буш, вера в аргументы в пользу противоракетной обороны может претерпеть коренные изменения.
Что касается Альянса, во взаимопонимании между США и остальными членами НАТО все еще существует значительный провал. Г-н Буш пытается убедить НАТО, что она должна принять новую глобальную стратегическую концепцию, основанную на иных основах безопасности, из которых противоракетная оборона является лишь одним элементом. Судя по многочисленным реакциям, европейцам будет трудно принять это новое мышление.