Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): Буш-младший, возможно, перестроит отношения с Москвой

Представители администрации Буша-младшего считают комиссию Гор-Черномырдин негибкой и неэффективной

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По информации американской администрации, президент США Буш-младший предложит президенту России Владимиру Путину изменить отношения между двумя странами, заменив объединенную комиссию Гор-Черномырдин прямыми контактами между группами официальных представителей двух стран.

Вашингтон, 14 июня 2001 года. По информации высокопоставленных представителей американской администрации, президент США Буш-младший (George W. Bush) во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в субботу предложит изменить систему отношений между двумя странами, заменив объединенную комиссию, которую с американской стороны в годы правления администрации Клинтона (Clinton) возглавлял вице-президент Эл Гор (Al Gore), прямыми контактами между группами официальных представителей двух стран.

Представители американской администрации заявили, что созданная в 1993 году по инициативе г-на Гора и российского премьер-министра Виктора Черномырдина комиссия, которая решала самые важные вопросы взаимоотношений, оказалась негибкой и неэффективной. Распустив эту комиссию, администрация Буша-младшего фактически вернет отношения между двумя странами к тому состоянию, которое было до президентства Клинтона и характеризовалось гораздо более децентрализованным подходом, строившимся на контактах между более широкими группами правительственных организаций и официальных лиц.

Администрация Буша-младшего уже провела зондаж с представителями России, как создать двусторонние группы для обсуждения проблем распространения ядерного оружия в мире и американского плана строительства противоракетного щита, которому Москва противится. По словам одного высокопоставленного представителя администрации США, российская сторона предложила создать две рабочие группы: для изучения характера угрозы, которую создает распространение ракет большой дальности стрельбы; и для обсуждения судьбы Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, который мешает американцам разрабатывать систему ПРО.

На экономическом фронте, сказал этот представитель, проблемы, которые когда-то решались в комиссии Гор-Черномырдин (к примеру, поддержат ли США выделение Международным валютным фондом займов России, или как реагировать на призывы Москвы простить ей долг), стали сегодня менее актуальными главным образом потому, что российская экономика стабилизировалась в результате девальвации рубля и увеличения доходов от более высоких мировых цен на нефть.

Представители американской администрации заявляют, что хотят предложить России двухуровневую систему экономических контактов для решения более широкого круга вопросов, стоящих сегодня в повестке дня. Правительства двух стран станут обсуждать их на одном уровне, тогда как руководители бизнеса из двух стран создадут собственные линии связи.

Администрация США предлагает, чтобы региональные проблемы вроде Афганистана или Балкан обсуждались по мере их возникновения. В качестве примера один высокопоставленный представитель государственного департамента США указал на американо-российскую рабочую группу по Афганистану, которая встречалась трижды, в последний раз под руководством заместителя государственного секретаря США Ричарда Армитиджа (Richard L. Armitage) и его российского коллеги. Другим примером является Минская группа (Россия, Франция и США), которая занимается урегулированием конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Сторонники сохранения комиссии Гор-Черномырдин, которая продолжала периодически собираться даже после отставки г-на Черномырдина с поста премьер-министра, утверждают, что она гарантировала решение не только стратегических проблем, но также и более земных дел вроде здравоохранения и научного сотрудничества. Представители администрации Буша-младшего возражают, что эта комиссия сама стала чрезмерно бюрократической (по сообщениям, к 1999 году в составе комиссии работало с американской стороны свыше 700 чиновников).

Сторонники комиссии подчеркивают, что она также позволила г-ну Гору и г-ну Черномырдину укрепить личные взаимоотношения, которые позднее были использованы для разрешения кризисов или проблем, не входящих в компетенцию чиновников министерского ранга. Когда США выразили озабоченность, что в Министерстве иностранных дел России нет никого, кто бы отвечал за проблемы распространения оружия в мире, г-н Гор довел недовольство Америки продажей российского оружия и оказанием помощи в развитии ядерной энергетики Ирану до сведения г-на Черномырдина. Во время войны в Косово в 1999 году г-н Гор смог использовать свой канал связи с г-ном Черномырдиным для того, чтобы заручиться поддержкой России для американского плана окончания вооруженного конфликта. Представители администрации Буша-младшего возражают, что дружеские личные отношения можно устанавливать и без комиссии, указывая в качестве примера на намечающуюся дружбу между государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin L. Powell) и российским министром иностранных дел Игорем Ивановым.