В повестке дня президента США Буша-младшего (George W. Bush) одной из важных тем для обсуждения в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным значится новый 30-летний договор о сотрудничестве, который руководители России и Китая наметили подписать в июле 2001 года. Этот договор формализует постоянно возрастающую в последние годы китайско-российскую стратегическую координацию, которая имеет целью противодействие Соединенным Штатам Америки во всем мире.
Почему руководство Китая и России полагает, что им следует объединиться ради достижения этой цели? На встрече на высшем уровне в июле 2000 года г-н Путин согласился с точкой зрения главы Китая, впоследствии выраженной в их совместном заявлении, что США "стремятся к односторонним преимуществам в военной области и в области безопасности" в мире. Г-н Путин критиковал также "экономическое и силовое господство США" и согласился с Китаем относительно необходимости создать пока еще не определенный "новый политический и экономический порядок".
Новый китайско-российский договор будет означать не только возросший политико-экономический вызов Соединенным Штатам Америки; он также создаст дополнительные военные угрозы. Об этом говорят продажа Китаю современных российских систем оружия, которые будут направлены против американских вооруженных сил, а также проведенные Россией в феврале 2001 года военные учения, которые включали имитацию ядерного нападения на американские воинские части, которые, по мнению российской стороны, предназначены для отражения китайского вторжения на Тайвань.
Как известно, в апреле 1996 года тогдашний президент России Борис Ельцин решил договориться с Китаем о "стратегическом партнерстве" и увеличении поставок в Китай российского оружия. С помощью регулярных встреч на высшем уровне Китаю удалось перевести "партнерские отношения" с Россией на рельсы стратегического союза, который характеризуется возрастанием числа антиамериканских общих политических целей (например, поддержка Ирака, оппозиция плану строительства противоракетного щита США) наряду с увеличением продаж вооружения и военной техники и возрастанием военного сотрудничества. Предыдущая американская администрация игнорировала эти события.
Как результат этого, сегодня, впервые за последние 40 лет, США стоят перед возможностью скоординированных шагов Китая и России на мировой арене. Это чревато шестью главными негативными последствиями, первое из которых заключается в том, что Россия приняла и повторяет большинство взглядов коммунистического Китая на международные дела и на США, например, что США стремятся к мировому господству.
Второе, китайцы хотят включить в намечаемый к подписанию в июле 2001 года договор положение о том, что, "если какая-либо из сторон подвергнется военному нападению", другая сторона по ее просьбе "обеспечит политическую, экономическую и военную помощь и примет участие в совместных операциях по отражению агрессии". Китай считает своей суверенной территорией не только о. Тайвань, но также большую часть Южно-Китайского моря и все его острова. В случае угрозы или какого-либо противодействия (политического, экономического или военного) со стороны США в интересах защиты действующих в этом регионе американских кораблей и самолетов или для оказания помощи другим странам, противостоящим угрозам со стороны Китая (который имеет пограничные споры с 11 государствами, включая Японию и Индию), Китай может сочти это за "шантаж" и нарушение его "суверенитета". В такой ситуации он понадеется втянуть в конфликт Россию в военном плане, пусть даже как потенциальную контругрозу, о чем свидетельствуют февральские учения вооруженных сил России.
Третье негативное последствие заключается в том, что Россия продает Китаю все больше современных систем оружия, которые конкретно угрожают военным возможностям США в зоне Тихого океана. К примеру, русские противокорабельные ракеты, поступившие в Китай вместе с двумя эскадренными миноносцами (еще четыре планируется поставить позднее), имеют скорость полета на малой высоте 2М и способны нести ядерную головную часть. Их создавали для того, чтобы топить американские авианосцы. В 90-х годах Россия продала Китаю современных вооружений на сумму 9-20 млрд. долл. США (реактивные самолеты-истребители, подводные лодки, эскадренные миноносцы, средства ПВО/ПРО), а до конца 2004 года планирует поставить еще оружия на сумму 20-40 млрд. долл. США. Доходы от этих продаж помогают России модернизировать собственные стратегические ядерные силы, в боевом составе которых в настоящее время насчитывается примерно 1000 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с 4000 ядерных боеголовок.
Четвертый отрицательный результат состоит в том, что Россия и Китай совместно противостоят развертыванию национальной системы противоракетной обороны США или региональных систем ПРО в Азии и стремятся убедить американских союзников выступить против таких планов США, отказаться от сотрудничества с США. В то же время Россия продала Китаю один из своих самых современных дальнобойных зенитно-ракетных комплексов - С-300 (который создавался для целей борьбы с американскими ракетами средней дальности стрельбы "Першинг", а также с самолетами и крылатыми ракетами), наряду с аналогичным комплексом средней дальности "Тор-М1, в таких количествах, что сейчас Китай имеет возможность развернуть собственную систему ПВО/ПРО на побережье.
Пятое, Россия и Китай снабжают компонентами, технологиями и опытом для производства оружия массового поражения диктаторские режимы Северной Кореи, Ирака, Ирана и Ливии, которые враждебно настроены к США и их союзникам. Россия и Китай наладили также каналы военного снабжения Кубы и прокастровского режима Чавеса (Chavez) в Венесуэле. По мере того, как эти опасные режимы становятся сильнее в военном отношении и к тому же начинают верить, что их поддерживают и Китай, и Россия, возрастает опасность военных конфликтов.
Наконец, шестой отрицательный результат заключается в том, что более тесные отношения с Китаем способствуют укреплению авторитарных тенденций в самой России, увеличивая тем самым риск, что она станет более агрессивной на мировой арене. Пока китайское правительство укрепляет отношения с правительством Путина и с российскими военными, коммунистическая партия Китая возобновила прямые контакты с коммунистической партией в России.
Важно, чтобы г-н Буш-младший в ходе встречи в Словении 16 июня 2001 года постарался убедить г-на Путина, что России следует заверить США и остальной мир, что в запланированном к подписанию в июле 2001 года китайско-российском договоре не будет ни открытой, ни секретной военной составляющей. Г-н Буш-младший должен напомнить г-ну Путину, что США не имеют территориальных или иных притязаний к России. В противоположность этому коммунистический Китай в 50-х годах многократно формально требовал, чтобы Россия "возвратила" практически весь русский Дальний Восток, который, как утверждает Китай, был "украден" у него в результате "незаконного" договора 1860 года. Россия вооружает потенциально очень опасную страну, быть может, повторяя ошибку Иосифа Сталина, продававшего оружие Германии, которая затем напала на Советский союз в 1941 году.
Если только Россия не исключит такую военную составляющую из будущего договора, г-ну Бушу-младшему следует указать, что США будут рассматривать этот договор как китайско-российский военный альянс и потенциально серьезную угрозу, которую необходимо парировать значительным сокращением американской экономической поддержки России как прямо, так и посредством отказа в реструктуризации ее долга, блокирования доступа в международные институты и свертывания торговли. Далее, США будут вынуждены немедленно ускорить развертывание своей системы противоракетной обороны.
Соединенным Штатам Америки и их союзникам необходимо внимательно следить за китайско-российским стратегическим сближением. Действуя умело и дальновидно, все еще можно помешать сторонникам жесткой линии в России и в Китае двигаться в направлении усиления конфронтации с США, для чего необходимо проводить реалистичную политику сдерживания путем устрашения и мирных отношений.