Брюссель, 13 июня 2001 года. Главы стран-членов Атлантического Альянса разошлись во взглядах по вопросу намерения президента Буша (Bush) бросить вызов трем десятилетиям договорного благоразумия европейской безопасности. Главы Франции и Германии опровергли заявление г-на Буша о том, что появилось "новое восприятие" его плана создания противоракетного щита.
Несмотря на заявление г-на Буша о том, что по своему плану он достиг "хорошего прогресса в Европе", реакция этих двух ключевых союзников показала, что возможность разрыва Договора по ПРО 1972 года все еще вызывает глубокие опасения.
Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) четче всех выразил эти опасения, заявив по окончании встречи в НАТО, что противоракетный щит представляет собой "фантастический стимул для распространения" вооружений, так как террористы или враждебные государства будут создавать большее количество оружия в попытке преодолеть эту оборону.
Ранее, во время самой встречи, г-н Ширак сказал г-ну Бушу и другим главам государств стран-членов НАТО, что Франция "готова активно участвовать" в обсуждении систем обороны, необходимых миру в период после окончания "холодной войны", однако он отметил, что он остро чувствует "необходимость сохранять стратегический баланс, стержнем которого является Договор по ПРО".
Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) также выразил скептицизм по поводу противоракетного проекта ."У нас все еще есть ряд вопросов, которые требуют прояснения, - отметил канцлер, - и поэтому мы должны и, конечно, будем, продолжать интенсивное обсуждение этого вопроса".
Однако чиновники из администрации Буша заявили, что кроме этих реакций - со стороны двух наиболее влиятельных членов НАТО - было проявлено и новое желание по крайней мере рассматривать идею, изменилось общее отношение и тон высказываний, что отражает серьезное восприятие плана г-на Буша.
Чиновники из администрации процитировали длинный список союзников, проявивших к плану интерес, выражающийся в спектре от неприкрытого любопытства до поддержки.
В первых строчках этого списка были страны бывшего советского блока, такие как Венгрия, Чешская Республика и Польша, однако в списке присутствовали и Италия, Великобритания, Турция и Испания.
Один из высокопоставленных членов администрации заявил: "Если воспроизвести то, что мы слышали, то это будут слова 'Мы очень ценим желание президента провести полноценные консультации, мы понимаем, что существует угроза, мы хотим работать с Соединенными Штатами'".
Даже если это и так, заявления г-на Ширака и г-на Шредера, наряду с еще более жестким отказом премьер-министра Нидерландов Вима Кока (WimKok), продемонстрировали, что администрации президента, несмотря на многие месяцы интенсивного продвижения идеи в Вашингтоне и за рубежом, предстоит еще большая работа по убеждению (в необходимости плана противоракетной обороны - прим. пер.).
В каком-то смысле, г-н Буш покидает встречу НАТО, оставляя Альянс в том же положении, в каком на он эту встречу и приехал - со множеством безответных вопросов и с непрекращающимися подозрениями относительно военного проекта, который еще неясным пока образом изменит всю структуру американской и европейской безопасности.
И в самом деле, европейские официальные лица заявили, что план все еще остается слишком неясным для того, чтобы заставить их пересмотреть свое мнение, и что, как они и ожидали, г-н Буш не заполнил существующие пробелы.
Вместо этого он просто высказал свои общие соображения, а они (европейские лидеры) прибыли выслушать его, так как хотели показать свою вежливость новому президенту, чью личность, приоритеты и стиль они все еще пытаются понять. Некоторые европейские официальные лица заявили, что г-н Буш был более экспрессивен, чем они ожидали, хотя и признали, что ожидали немного.
Один высокопоставленный представитель американской администрации выразил уверенность в том, что альянс со временем примет точку зрения США, и сказал, что было бы нереалистично на столь раннем этапе президентства Буша ожидать, "что союзники встанут и бездумно отсалютуют".
Но, как заявил другой высокопоставленный представитель американской администрации, некоторые из союзников были близки к тому, чтобы сделать именно так. Этот представитель, заглядывая в сделанные в ходе совещания НАТО записи, сказал, что польский президент Александр Квашневский (Aleksander Kwasniewski) назвал план г-на Буша "дальновидной, смелой и логичной идеей".
Этот представитель сказал далее, что итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) также выразил оптимизм и на своей пресс-конференции после заседания заявил, что в ходе дискуссии отмечались "незначительные расхождения во мнениях, но никак не прямое отрицание". "Мы согласны с тем, что необходим новый, новаторский подход к нашей политике, касающейся этих новых угроз", - заявил он.
Официальные представители Германии сказали, что, несмотря на свои глубокие сомнения по поводу противоракетной обороны, они нашли, по меньшей мере, некоторое утешение в сегодняшних заверениях г-на Буша, что он не станет развертывать систему ПРО, которая не доказала своей эффективности в ходе испытаний.
Это заявление свидетельствует о более сдержанном подходе, чем тот, который был недавно обрисован в телеграмме министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald H. Rumsfeld), и немцы сочли это признаком того, что в ближайшее время разногласия между некоторыми европейскими странами и Соединенными Штатами Америки не достигнут критической фазы.
Г-н Буш и другие американские официальные лица очень хотели бы назвать эту встречу успешной и были явно возбуждены в связи с ней. Они, очевидно, почувствовали, что президенту США удалось пройти через важный ритуал настолько успешно, насколько они могли надеяться.
Но знать это наверняка было невозможно, поскольку европейцы, старавшиеся не обидеть нового американского президента, пытались, как могли, придерживаться тактичного и дипломатичного тона. И в этом одна из причин того, что заявления г-на Ширака и г-на Шредера были такими поразительными.