Михаил Маргелов - заместитель председателя комитета по международным отношениям в Совете Федерации РФ.
Вслед за объявлением о сегодняшнем саммите в Любляне Москва вновь стала местом паломничества для американских экспертов, исследователей, политологов и других экспертов в области стратегической стабильности.
Нет ничего необычного в той интенсивности, с которой они проводят консультации со своими российскими коллегами. Необычным выглядит тот факт, что они сами не в состоянии дать определение политике, которую проводит их собственная страна. И это обстоятельство объясняет, почему многие специалисты в Москве считают, что президент Буш (Bush) и его команда намерены начинать строить отношения с Россией с чистого листа.
Пока же представители российской стороны вынуждены руководствоваться тем, что они узнают от специалистов, представляющих различные политологические организации США: "Новая американская стратегия в области внешней политики еще не сформулирована. Она обретет реальные очертания ближе к концу года".
ОК, мы можем подождать. В настоящее время Россия занята более земными проблемами, особенно если их сравнить с амбициозными планами США в области противоракетной обороны.
Унаследовав от прошлого множество проблем, требующих неотложного решения - начиная с проблемы выплаты внешнего долга до проблем инфраструктуры, находящейся в критическом состоянии - российские власти не спешат инвестировать дивиденды наметившегося экономического роста в оборону и растрачивать впустую прибыли, полученные от экспорта нефти.
При отсутствии четкой политики как со стороны Кремля, так и со стороны Белого дома, очевидна необходимость выстраивания отношений, застрахованных от последствий политической нестабильности.
Именно поэтому столь полезен двусторонний обмен мнениями. Более близкие связи как между Конгрессом и Думой, так и между Сенатом и Советом Федерации способствовали бы лучшей и большей предсказуемости отношений между обеими странами.
На сегодняшний день похоже на то, что администрация Буша решила выступить с новым проектом по ПРО. Будучи защищенной океанами от каких бы то ни было военных действий, США существовали в мире в течение десятилетий - что привело к тому, что они попали в плен иллюзии "абсолютной безопасности".
Вашингтон также уверен в том, что совместно со своими союзниками русские могут согласиться на участие в проекте в обмен на ряд уступок: сотрудничество в области реализации высокотехнологических проектов, включая военные технологии, продажу определенных видов оружия и т.д.
Буш и его команда больше не хотят придерживаться Договора по противоракетной обороне 1972 года и не считают его "священным и неприкосновенным". Конечно, любое продвижение в сторону дальнейшей модернизации вооружений вполне законно, однако не следует забывать, что структура международной безопасности обеспечивает баланс сил только в том случае, если она основывается на надежном фундаменте.
Москва ни в коем случае не намерена недооценивать главные угрозы международной безопасности, которые представляют собой международный терроризм и распространение ядерного оружия. Мы по-прежнему верим в то, что с этими угрозами можно бороться менее дорогими и более эффективными методами.
Например, обе страны могут сосредоточить свои усилия на совместном контроле за деятельностью террористов во всем мире. Этот вид сотрудничества может открыть дополнительные возможности как для разрешения ряда крайне серьезных конфликтов, например, конфликта на Ближнем Востоке, так и для борьбы с экспортом оружия и наркотиков из Южной Америки или Центральной Азии.
Эти вопросы достаточно серьезны для того, чтобы стать предметом обсуждения на саммите в Любляне и в рамках саммита "восьмерки" в Генуе.
Сейчас многие наблюдатели в России и США считают, что контроль демократов над рядом комитетов в Сенате создаст дополнительные трудности для внедрения плана Буша по ПРО.
И все же не следует уделять слишком много внимания различиям точек зрений демократов и республиканцев по этому вопросу. Скорее дебаты разгорятся вокруг проблемы бюджетного финансирования: хватит ли денег в государственной казне США на реализацию такого проекта или нет.
Нельзя не упомянуть, что пока среди экспертов и политической элиты США нет согласия относительно нового проекта Буша. В России такое согласие между представителями политической и военной элиты относительно ключевых принципов стратегической стабильности и судьбы Договора о противоракетной обороне есть. И это, вне всякого сомнения, усиливает позиции президента Путина в Любляне.
Повестка дня на саммите в Словении не ограничится рассмотрением вопросов, касающихся стратегической стабильности. Однако во многих отношениях эти вопросы будут главными как на саммите, так и в отношениях обеих стран в будущем. Поэтому саммит будет иметь такое важное значение.