Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Newsweek" (CША): Может ли Россия присоединиться к Западу?

Перед встречей с г-ном Путиным г-н Буш-младший смягчил свою позицию в отношении России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За прошедший месяц администрация Буша-младшего заметно смягчила свою позицию в отношении России, и кульминационной точкой этого процесса стала бодрая встреча между г-ном Бушем-младшим и российским президентом Владимиром Путиным в прошедшую субботу. В своих выступлениях в Европе на прошлой неделе г-н Буш-младший более прямо, чем любой американский президент до него, заявил, что "Россия √ это часть Европы┘ Европа, которую мы строим, должна быть открыта также и для России" и "мы с нетерпением ждем того дня, когда Россия будет полностью реформирована, станет полностью демократической и тесно интегрированной с остальной Европой страной".

Место играет роль, как скажет вам любой агент по продаже недвижимости. Поэтому поляки, естественно, были тронуты, услышав на прошлой неделе, что их страна расположена не на восточной окраине, но скорее "в центре Европы". Это было нечто большее, чем символическое подтверждение законного места Польши в западном мире. Президент США Буш-младший (George W. Bush) сказал это в своей речи, содержавшей призыв к дальнейшему расширению НАТО. Подтвердив свою приверженность новой географии Европы, он намекнул на радикальную возможность - что однажды Россия также может стать членом Североатлантического альянса. В конце концов, Варшава ближе к Москве, чем к Парижу или Лондону.

За прошедший месяц администрация Буша-младшего заметно смягчила свою позицию в отношении России, и кульминационной точкой этого процесса стала бодрая встреча между г-ном Бушем-младшим и российским президентом Владимиром Путиным в прошедшую субботу. В своих выступлениях в Европе на прошлой неделе г-н Буш-младший более прямо, чем любой американский президент до него, заявил, что "Россия - это часть Европы┘ Европа, которую мы строим, должна быть открыта также и для России", и "мы с нетерпением ждем того дня, когда Россия будет полностью реформирована, станет полностью демократической и тесно интегрированной с остальной Европой страной". Его советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила корреспонденту телевизионного агентства CNN, что, встречаясь с г-ном Путиным, г-н Буш-младший ясно заявит, что "не верит в то, что могут существовать географические или исторические 'красные линии' для государств, стремящихся к вступлению в НАТО".

Высокопоставленный американский чиновник Ричард Хаасc (Richard Haass), директор отдела планирования политики в государственном департаменте США, дал следующее разъяснение: "В принципе нет причин, почему бы Россия не могла стать членом НАТО. Понятное дело, потребуется время, но, если Россия будет удовлетворять условиям, которые установили нынешние члены этого альянса, я не вижу причин, почему бы и нет".

Дело не в том, что Россия может измениться, а в том, что изменилась Организация Североатлантического союза. Желание администрации США быстро и активно расширять НАТО говорит о том, что она признает, что НАТО находится в стадии трансформации. В будущем эта организация станет не закостенелым военным союзом с единственной превалирующей функцией (оборона), но гибким политическим клубом, члены которого будут сотрудничать по многим направлениям. Можно сказать, от взаимного гарантированного уничтожения до взаимных гарантий безопасности.

Одним из верных признаков перемен в НАТО является решение поддержать вступление в этот альянс прибалтийских государств. Литва, Латвия и Эстония вполне могли бы использовать значок члена НАТО для стабилизации своего перехода к либеральному демократическому капитализму. Однако эти прибалтийские государства не способны сами защитить себя. (Россия могла бы захватить, к примеру, Латвию за несколько часов.) Единственный способ для НАТО защитить прибалтийские государства от российского вторжения - это нанести упреждающий ядерный удар. Само собой очевидно, что этого быть не может, и именно поэтому НАТО меняется. Организация Североатлантического договора сигнализирует о перемене в своей основной функции и в своей стратегии. "НАТО всегда являлась военной и политической организацией, - заявляет г-н Хаасс. - Сегодня соотношение меняется в пользу политики".

На самом деле НАТО, как большинство оборонительных союзов до нее, с окончанием "холодной войны" утратила свою первоначальную цель. Она продолжает существовать потому, что переопределила свое первоначальное предназначение, заявив, что стала инструментом консолидации новых европейских демократических режимов. НАТО сохраняет свою военную составляющую; достаточно вспомнить о ее акциях в Боснии и Косово. Однако эти военные конфликты вместо того, чтобы укрепить военную составляющую альянса, фактически показали, как трудно в отсутствие очевидной преобладающей военной угрозы вести коалиционную войну. (Вспомним, что структура НАТО требует консенсуса, а каждый член этой организации обладает правом вето.) В своих недавно увидевших свет мемуарах бывший Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе" генерал Вестли Кларк (Wesley Clark) утверждает, что политические консультации и взаимодействие между членами альянса были настолько затруднены, что едва не подорвали всех военных усилий альянса. Извлеченный европейцами из войны в Косово урок заключался в том, что им необходимо иметь собственные военные возможности, чтобы не быть полностью связанными решениями Америки. Администрация Буша-младшего, со своей стороны, устала от новых военных вмешательств. Поэтому НАТО все более становится политическим союзом. Как таковой этот альянс должен иметь приготовленное местечко для Москвы. В конце концов, самым важным демократическим экспериментом на Европейском субконтиненте является Россия. Разыгрывая карту возможного в будущем членства России в НАТО, Запад может оказывать сильное воздействие на ход политических и экономических событий в России.

Говоря о Польше, президент Буш-младший сознательно или нет, повторил цитату из известной речи Рональда Рейгана (Ronald Reagan) перед английским парламентом в 1982 году, когда тот предрек, что "наступление свободы и демократии оставит марксизм-ленинизм на помойке истории". В той речи г-н Рейган также подтвердил, что Польша "находится в центре европейской цивилизации". Он заметил, что в центре Варшавы стоит путевой указатель, где написано, что "расстояние от Варшавы до Москвы и от Варшавы до Брюсселя одинаковое". Этот путевой указатель был поставлен для того, чтобы напоминать народу, что Польша принадлежит к Западу. По иронии судьбы он сегодня напоминает нам, что Россия также не очень далеко.