Вашингтон, 18 июня 2001 года. "Мне нравится старина Джо", — сказал об Иосифе Сталине американский президент Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt.). Продолжая эту самообманчивую традицию быстрых и категоричных суждений, г-н Буш-младший (George W. Bush), заглянув г-ну Путину в глаза, объявил, что "мне удалось понять его душу", а после двух часов беседы заключил, что он "прямодушен" и "заслуживает доверия".
С того самого момента, когда этот ка-гэ-бэшник появился на политическом небосклоне как выбор российских олигархов, президент Путин проявил себя как двуличный (спросите чеченцев), антидемократичный (спросите остатки российской свободной прессы) и ненадежный, не заслуживающий доверия человек (спросите оказавшихся в изгнании олигархов).
Нам остается только надеяться, что словесный порыв г-на Буша-младшего был чистой лестью, призванной продемонстрировать, что американский президент не опасен, в период, когда его администрация активно выступает за строительство национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США. Американец дал россиянину то, что ему было нужно больше всего: публичное почтение, которое врачует уязвленную гордость России, и уважение к ее руководителю за границей в период, когда г-н Путин систематически душит оппозицию у себя дома. Г-н Буш-младший в придачу ко всему этому сделал упреждающую уступку: дал согласие на обмен дружескими визитами на своем ранчо и на дому (в чем г-н Путин был заинтересован) даже прежде, чем удалось достичь хоть какого-то прогресса в деле получения согласия российской стороны на отказ от устаревшего Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Россиянин, как и надеялся г-н Буш-младший, частично пошел на взаимность, согласившись с американской формулировкой "новой архитектуры безопасности в мире" и намекнув, что "мы могли бы достичь очень конструктивных результатов в этой области". Этот публичный оптимизм России несколько снижает остроту франко-германских протестов, что Америка, защищая свои города от ракет так называемых "государств-изгоев", тем самым способствует "новой гонке вооружений".
У себя на родине г-н Путин обрушивается на недавно завоеванные свободы, не ведя борьбы с давней коррупцией. Пример господства беззакония: на прошлой неделе его Дума приняла закон, который должен сделать Россию свалкой ядерных отходов всего мира, но при этом позволит ей заработать в ближайшем десятилетии 20 млрд. долл. США. Это была бы самая опасная и бессмысленная сделка в истории, в результате которой ежегодно в Россию завозилось бы свыше 2000 т радиоактивных отходов при минимальном контроле за ними. "Против этого выступают 100 миллионов россиян, — говорит один из немногих остающихся в Думе реформаторов, Григорий Явлинский. — а за это высказались всего около 500 человек — 300 сидящих здесь и 200 чиновников, которые получили бы деньги". (К счастью для всего мира, США не хотят хоронить свои ядерные отходы в России, где они могут быть переработаны и проданы Ирану для производства оружия).
Хорошо зная о том, что его позиции слабы, г-н Путин пытается имитировать стратегию г-на Никсона (Nixon), разыгрывая китайскую карту. Конкретно, как раз накануне встречи с г-ном Бушем-младшим г-н Путин съездил в Шанхай, где было создано нечто вроде регионального союза с участием г-на Цзян Цзэминя (Jiang Zemin) и некоторых из его азиатских попутчиков. Этот ловкий маневр ставит европейских руководителей в известность, что Россия — несмотря на разговоры о том, что она становится партнером Европы — знает, что центром стратегического внимания Америки в предстоящем поколении будет Азия. Г-н Путин посылает г-ну Бушу-младшему сигнал: европейским руководителям, быть может, не нравится ваше экономическое соперничество и, уступая нажиму своих избирателей, они выражают недовольство по поводу загрязнения окружающей среды, но все это просто мелкие склоки внутри западного альянса. Однако возможное в будущем переустройство отношений Китая и России бросило бы вызов статусу Америки как единственной в мире сверхдержавы. Следовательно, вам лучше бы поддержать нашу российскую экономику — и без всяких там ваших нотаций на темы прав человека и без продвижения НАТО к нашим границам —иначе мы подорвем вашу гегемонию осью Пекин-Москва.
Хотелось бы знать, уловили ли г-н Буш-младший и его советники это послание. Если да, то они, кажется, не позволили китайской карте г-на Путина повлиять на американскую политику. Своей эмоциональной и содержательной речью в Варшаве г-н Буш-младший послал собственный сигнал: "Не будет ни новых мюнхенов, ни ялт". Это значит, что никто больше не станет умиротворять агрессоров (как в Мюнхене перед второй мировой войной, а сегодня применительно к Тайваню) и не станет нарезать карту мира на сферы влияния (как в Ялте в конце той войны, или сегодня применительно к блокированию приема в НАТО бывших прибалтийских советских республик). Я прочитал свою речь для того, чтобы все поняли, что мы будем активно поддерживать прием в НАТО Латвии, Эстонии и Литвы несмотря на лицемерную озабоченность г-на Путина тем, что альянс НАТО является "военной организацией┘продвигающейся к нашей границе". Имея самые сильные позиции, которые когда-либо были у любого американца, г-н Буш-младший показал себя неплохо. Однако ему следует помнить о фразе г-на Рейгана (Reagan) "Доверяй, но проверяй!" Когда этой осенью наш ловкий россиянин приедет в гости на техасское ранчо, мне очень не хотелось бы услышать из уст г-на Буша-младшего фразу "Мне нравится старина Влад".