Президент России Владимир Путин сделал мало конкретных уступок президенту США Бушу-младшему (George W. Bush) во время их первой встречи, но провоцирующе намекнул, что дорога к значительным переменам в отношениях между двумя бывшими противниками в "холодной войне" открыта. Было очевидно, что российский руководитель, будучи закоренелым прагматиком, решил, что выиграет больше, если установит добрые отношения с новой американской администрацией, чем если отвергнет ее предложения о налаживании новых отношений в широком диапазоне. Во что все это фактически выльется, пока не ясно, но г-н Путин заявил: "Мы рассчитываем на прагматичные отношения между Россией и Соединенными Штатами Америки". А г-н Буш-младший, в свою очередь, заявил: "После нашей сегодняшней встречи я убежден, что Россия может стать куда более сильным партнером и другом, чем это можно было себе представить".
Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) назвал двухчасовую встречу на высшем уровне в словенском замке в стиле ренессанс в субботу "достойной кульминацией" пятидневного турне г-на Буша-младшего по Европе. Разумеется, США не согласились бы на встречу своего президента с российским руководителем, если бы заранее достаточно хорошо не знали, что тот намерен сказать.
В ретроспективе американская постановка поездки - принимая во внимание прежние свидетельства глубокого расхождения во мнениях между США и некоторыми европейскими правительствами - представляется удачной. Запланировав посещение Испании и Польши, двух стран- членов НАТО, которые принадлежат к числу наиболее активных сторонников американских идей в области безопасности, администрация США недвусмысленно подчеркнула, что европейская оппозиция ее предложениям по противоракетной обороне не является единодушной.
Более того, реакция г-на Путина на разговоры о противоракетной обороне выставила французского президента Жака Ширака (Jacques Chirac) и немецкого канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) как чуть ли не большими, чем сам г-н Путин, экстремистами в своей оппозиции отказу от американо-российского Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Г-н Буш-младший призывает "отложить в сторону" этот договор, мешающий разработке многих систем противоракетной обороны, которые он хочет создать. Г-н Путин назвал Договор по ПРО "краеугольным камнем международной безопасности", но намекнул, что, возможно, будет готов договариваться о его замене. Тем не менее создалось впечатление, что российский руководитель категорически не приемлет одностороннего выхода США из договора. "Любые односторонние акции могут только лишь усложнить различные проблемы и вопросы", - заявил он. Он отметил, что на США и России, учитывая огромное количество ядерного оружия у обеих, лежит "особая ответственность за сохранение всеобщего мира и безопасности, за строительство новой системы безопасности в мире".
Однако видение новой архитектуры безопасности г-ном Путиным существенно расходится с взглядами г-на Буша-младшего: российский руководитель придает большее значению договорным обязательствам. Официальные представители США, со своей стороны, не исключают такого подхода, хотя многие в американской администрации не хотели бы, чтобы новые соглашения сдерживали Соединенные Штаты Америки.
Г-н Путин также более положительно, чем ожидали некоторые, воспринял произнесенную г-ном Бушем-младшим накануне в Варшаве знаменательную речь, в которой тот высказал свою решительную поддержку расширению НАТО на восток путем принятия в свои члены бывших прибалтийских советских республик. Выразив серьезные сомнения по этому поводу, г-н Путин все же предпочел выделить в речи американского президента тот абзац, где говорилось, что Россия не является врагом США. "Когда президент великой державы заявляет, что хочет видеть Россию партнером и, быть может, даже союзником, это для нас очень ценно", - заявил он.
Г-н Буш-младший после встречи с г-ном Путиным заявил, что обе стороны договорились начать "регулярные, подробные и серьезные консультации о характере их отношений в сфере безопасности", в ходе которых будет обсуждаться предлагаемая им концепция противоракетной обороны. Он сказал также, что к обсуждению этих проблем вскоре подключатся государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) и министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld).
Г-н Буш-младший сказал, что поддержит г-на Путина в его стремлении видеть Россию членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). "Мы считаем, что Россию следует принять в ВТО, и мы будем работать в этом направлении", - заявил г-н Буш-младший. Затронув кое-какие неприятные для собеседника темы, вроде Чечни, свободы прессы в России и передачи Ирану российских ядерных материалов и технологий, американский президент тем не менее продемонстрировал, что весьма ценит г-на Путина, которого он назвал "честным и прямодушным человеком, любящим свою страну". "Он любит семью, у нас с ним много общих ценностей", - отметил г-н Буш-младший. Он сказал о г-не Путине, что "заглянул ему в глаза" и "сумел понять его душу". На вопрос, можно ли ему доверять, г-н Буш-младший ответил "да", добавив при этом, что в противном случае не стал бы приглашать его на свое техасское ранчо. Г-н Путин, в свою очередь, заявил, что пригласил г-на Буша-младшего к себе домой, в Москву, и что г-н Буш-младший является "человеком, который изучал историю".