Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Wall Street Journal" (США): Кризис в Македонии высвечивает необходимость расширения НАТО

Вильям Одом √ бывший генерал армии США и директор Агентства национальной безопасности, в настоящее время ведущий научный сотрудник "Hudson Institute" и адъюнкт-профессор Йельского университета

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже более десяти лет США следуют за распространением войны на Балканах. Сначала в Боснии, затем в Косово, а сейчас в Македонии Организация Североатлантического Договора всегда выступала в роли догоняющего. Настало время идти вперед, делать события, а не быть ими ведомой, а для этой цели необходимо создать всеобъемлющую систему балканской безопасности, считает бывший глава Агентства Национальной безопасности США Вильям Одом.

Уже более десяти лет США следуют за распространением войны на Балканах. Сначала в Боснии, затем в Косово, а сейчас в Македонии Организация Северо-Атлантического Договора всегда выступала в роли догоняющего. Настало время идти вперед, делать события, а не быть ими ведомой, а для этой цели необходимо создать всеобъемлющую систему балканской безопасности.

Краеугольным камнем такой системы должно стать принятие в НАТО не только прибалтийских государств (как обещал президент Буш (Bush) во время своей европейской поездки), но также Румынии и Болгарии. Такой шаг больше, чем какой-либо другой, поможет западным лидерам увидеть цельную региональную картину и найти пути для приведения этого региона от гражданской войны и разгулявшейся преступности к гражданскому порядку и процветающему бизнесу.

Почему американские власти и общественность постоянно запаздывали с ответной реакцией на распространяющийся огонь гражданской войны на Балканах? Преимущественно потому, что они просто не осознают, что по региону распространяются "угольки" опасности, которые легко поджигаются различными нарушителями спокойствия.

Мы узнали очень много об этих угольках в Боснии - после того, как они разгорелись. Мы предпочитали не видеть того, что долгое время было очевидным - что Косово разразится кровопролитием, если войска НАТО не появятся там раньше, чем начнется насилие. Вообще-то, уже давно размещенный в Македонии американский батальон поддерживал мир до последнего времени, однако освобождение членов Армии освобождения Косово в результате оккупации Косово силами НАТО, этого батальона оказалось недостаточно для предупреждения распространения деятельности повстанцев в Македонию. Все это можно было предсказать.

Почему бы не посмотреть вперед? Куда проследует путь уголька, ожидающего искры, чтобы разгореться? Он не остановится в Македонии. Он придет в Албанию, но не в виде фантазий Тираны о "Великой Албании", а в виде семейных кланов, имеющих связи в Македонии, Косово и Северной Албании. Эти кланы не контролируются слабым албанским правительством и они горят желанием поставлять оружие и солдат для создания беспорядков в Македонии. Источники их средств находятся в Западной Европе, США и на Ближнем и Среднем Востоке.

Путь уголька идет также и в Болгарию. В годы между первой и второй Мировыми войнами Внутренняя Македонская Революционная Организация, являющаяся террористической группой, боролась за присоединение большей части славянской Македонии к Болгарии, заявляя, что македонцы на самом деле являются болгарами. Если бы Македония приняла федеральное устройство, предусматривающее предоставление пристанища албанскому меньшинству, это могло бы разбудить те старые мысли о славянском компоненте. Такие события сейчас могут показаться невероятными, однако они очень легко могут стать вероятными.

Что касается Румынии, то тоже кажется невероятным, что в Трансильвании, где многочисленное венгерское меньшинство имеет долгую историю плохих отношений с соседями-румынами, может возникнуть серьезная напряженность. Почему в этой провинции ситуация не взорвалась, как в Косово? Ответ прост: Румыния хочет вступить в НАТО.

Чтобы добиться благосклонности НАТО, правительство подписало с Венгрией договор, по которому обещает защищать права трансильванских венгров. Оно также урегулировало приграничные споры с Украиной и отклонило предложение России возвратить Молдову Румынии в обмен на противодействие последней первому кругу расширения НАТО. Чего мы можем ожидать, если Румыния придет к выводу, что у нее очень мало или вообще нет шансов получить членство в НАТО?

В то время, как силы НАТО готовились войти в Косово, Россия потребовала от Румынии и Болгарии предоставить воздушный коридор для пролета военно-транспортных самолетов с десантниками на борту в аэропорт Приштины. Обе страны отказались. Они спасли администрацию Клинтона (Clinton) от грустной для нее картины российских войск, занимающих приграничные районы вокруг Митровицы, являющейся источником бесконечных неприятностей для Косово. Болгария и Румыния остановили Москву, потому что они хотят вступить в НАТО.

Российские войска, однако, составляют лишь малую часть транзитных проблем. Через обе страны проходят маршруты перевозки наркотиков, нелегальной эмиграции, женской работорговли, также существуют и другие виды преступлений, берущих свое начало в южных частях бывшего Советского Союза и Среднего Востока. Ни одна из стран не добилась эффективности в воспрепятствовании проникновению этих преступлений в Западную Европу. Организованные преступные группы имеют все больше возможностей противодействовать правоохранительным органам и не перекрывать свои транзитные линии.

Эта внутренняя слабость Румынии и Болгарии будет считаться причиной недопущения их в НАТО. Я допускал это аргумент во время первого круга расширения НАТО, однако я не могу сделать это теперь. Требования НАТО согласно "плану мероприятий, необходимых для получения членства" заставляют обе страны проводить реформы, которые они в ином случае не стали бы проводить, или не смогли бы провести без такого давления. Если будет решение их принять, то это давление должно значительно возрасти. Если отказать им в членстве, то такие реформы станут практически невозможными.

Даже если они не соответствуют критериям, применяющимся к новым членам, это не должно исключать предоставление им заверений в том, что они будут приняты в ближайшее время, если не в 2002 году, то годом или двумя позднее. На кону стоит слишком многое; слишком много кризисов может быть предотвращено; и слишком много будет плюсов от снижения уровня требований. Если бы сегодняшние критерии применялись в 1949 году, многие из первоначальных членов НАТО не были бы допущены в Организацию, оставленные в одиночестве перед лицом царящего в то время в Европе беспорядка.

Поскольку отец президента Буша-младшего в 1990 году действовал смело и быстро, вопреки многочисленным советам европейских союзников, он смог воссоединить Германию в рамках НАТО, что все считали невозможным. Представьте сегодняшнюю Европу, если бы этого не произошло. Одинаково нужны и смелость и скорость, чтобы расширением НАТО завершить строительство единой и свободной Европы. Если сын захочет продолжить дело отца, то он сможет сделать это.