Том Коллина - Директор разрабатываемой Союзом обеспокоенных ученых Программы глобальной безопасности. Один из 16 ученых и экспертов по безопасности, написавших в соавторстве доклад "На пути к настоящей безопасности: Ядерное положение США в следующем десятилетии".
Вашингтон, 21 июня 2001 года. В ходе первой встречи со своим российским коллегой президент США Буш-младший (George W. Bush) подчеркивал необходимость системы обороны от ракетных атак так называемых "государств-изгоев". По отчетам прессы, президент России Владимир Путин вежливо, но решительно выразил свое неприятие плана г-на Буша-младшего по созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США. Однако оба руководителя так и не пожелали признать, что величайшая угроза для глобальной безопасности исходит из старого места - России, и, в расширительном смысле, Соединенных Штатов Америки.
В прошлом месяце г-н Буш-младший заявил: "В отличие от времен 'холодной войны', сегодня самую насущную угрозу представляют не тысячи баллистических ракет в советских руках, но небольшое число ракет в руках 'государств-изгоев'". Вы поняли? Дюжина ракет, которые, возможно, когда-нибудь будут у Северной Кореи, более опасна, чем 1000 русских средств ядерного нападения, находящихся в постоянно высокой боевой готовности?! Ни за что не поверю. Это правда, что мы, слава богу, уже не стоим перед реальной возможностью преднамеренного ядерного нападения России. И, я согласен, ракеты большой дальности стрельбы в руках диктаторов действительно представляют собой объект серьезной озабоченности. Но эта угроза меркнет в сравнении с опасностью, которую представляет разваливающаяся российская империя, - ошибочный (вследствие неправильной оценки обстановки - прим. пер.) пуск русских ядерных ракет и риск того, что утечка компонентов ядерного оружия из России станет подпитывать новые ядерные амбиции.
Через 10 лет после окончания "холодной войны" США по-прежнему имеют более 1000 ядерных боеголовок на стратегических ракетах, находящихся в высшей степени готовности к пуску - ракетах, которые могут быть запущены по России в течение нескольких минут после получения приказа. Россия пытается соревноваться с нами в возможностях быстрого пуска ракет, однако ее системы раннего предупреждения (о ракетно-ядерном нападении) и боевого управления (стратегическими ядерными силами) постепенно разрушаются. Тот факт, что ракеты находятся в постоянно высокой готовности к пуску, существенно повышает риск, что ошибка в России может зажечь пожар ядерной войны. Это совсем не беспочвенный страх. В 1995 году Россия была опасно близка к тому, чтобы осуществить ядерное нападение в ответ на то, что она интерпретировала как американское нападение. К счастью, Москва своевременно сумела разобраться в обстановке и понять, что это была всего лишь экспериментальная ракета, запущенная с территории Норвегии. Признавая эту опасность, г-н Буш-младший в прошлом году заявил, что "когда две находящиеся в мире между собой страны держат так много ракетных систем оружия в постоянно высокой боевой готовности - это создает неприемлемо высокий риск случайного или несанкционированного пуска". Тут он прав.
К несчастью, российские стратегические ракеты в постоянно высокой боевой готовности представляют собой лишь вершину ядерного айсберга. Москва также пытается контролировать более 20000 ядерных боеприпасов, которые находятся в войсках или на складах, и огромные запасы ядерных материалов, биологических и химических веществ, которые используются для изготовления оружия массового поражения, - равно как и тысячи ракет. В России десятки тысяч плохо оплачиваемых ученых и инженеров, которые могут соблазниться на предложения продать их знания и опыт. Как предупреждает недавно опубликованный доклад двухпартийной комиссии Говарда Бейкера (Howard Baker) и Ллойда Катлера (Lloyd Cutler), Россия может однажды превратиться в "настоящий склад" для будущих распространителей оружия массового поражения.
Американская администрация, к чести для нее, рассматривает вопрос о сокращении ядерного арсенала США и снижении степени готовности своих ракет к пуску. Г-н Буш-младший заявляет, что хочет показать пример и затем поощрить Россию ему последовать. Эти усилия следует приветствовать и поддерживать.
Но вот в чем загвоздка. Активное стремление г-на Буша-младшего к НПРО сделает затруднительным, если не невозможным для Москвы перевод ее стратегических ядерных сил в менее высокую степень боевой готовности. Намерение США развернуть НПРО подрывает уверенность России в том, что она способна ответить на американское нападение, и поощряет Москву к тому, чтобы сохранить постоянно высокую боевую готовность своих стратегических ракет. Противоракетная оборона, кроме того, мешает общему американо-российскому сотрудничеству, в том числе подрывает финансируемые Америкой программы помощи Москве в деле контроля за ее ядерными боеприпасами, материалами и учеными-ядерщиками. Более того, оборонительная система никогда не будет способна перехватить все ракеты, которые будут запущены Россией в случае ошибочного массированного удара. Могут быть запущены сотни, если не тысячи ядерных боеголовок в совокупности со средствами преодоления ПРО.
Зацикливаясь на противоракетной обороне, администрация Буша-младшего упускает из виду центральную реалию американской безопасности - строящуюся на и зависимую от сотрудничества и доброй воли американских друзей, союзников и даже так называемых конкурентов Америки. Сами Соединенные Штаты Америки не могут уменьшить ядерные угрозы, исходящие из России - вероятность как ошибочного, так и случайного или несанкционированного пуска.