Вашингтон, 24 июня 2001 года. Прошло уже семь месяцев с того дня, как в окрестностях Киева было найдено обезглавленное тело украинского журналиста Георгия Гонгадзе, шесть - с того дня, как в парламент Украины были направлены магнитофонные пленки, инкриминирующие в причастности к его исчезновению украинского президента Леонида Кучму, и два - с того дня, как г-ну Кучма удалось провалить парламентскую резолюцию об импичменте президенту и задушить публичные демонстрации, призывавшие к его отставке.
На прошлой неделе г-н Кучма направил в Вашингтон своего ближайшего помощника Владимира Литвина с длинным письмом к президенту США Буша-младшему (George W. Bush) и с не менее длинным списком запросов о помощи своему правительству. Хотя дело Гонгадзе так и не раскрыто и роль г-на Кучмы не прояснена, украинцы надеются, что о нем позабудут. "Соответствующие выводы уже сделаны┘и это никоим образом не должно влиять на стратегические масштабы нашего партнерства, - объявил г-н Литвин.
Однако такого быть не должно. Украина - это страна, которая колеблется между своим стремлением сблизиться с Западом и своей длинной историей зависимости от России. При численности населения около 50 миллионов человек и размерах территории, равных Франции, она оказывает огромное влияние на лежащий вокруг нестабильный регион, включающий полдюжины бывших советских республик. Для Запада важно сохранить Украину независимой и стабильной, и поэтому президент Буш-младший был прав, когда в своей речи в Варшаве на прошлой неделе заявил, что Европа, объединенная демократией и свободными рынками, "должна включать Украину". Но именно в силу этих причин Соединенные Штаты Америки не могут позволить г-ну Кучме забыть о деле Гонгадзе.
Г-ну Кучме хотелось бы, чтобы администрация Буша-младшего сфокусировалась на других вопросах. Украина, доказывает он в своем письме, по-прежнему стремится к экономическим реформам и к свободному рынку, но она нуждается в американской помощи в форме поддержки ее просьбы о предоставлении займов Международным валютным фондом (МВФ) - который несколько месяцев назад приостановил программу для Украины - и предоставления льгот в двусторонней торговле.
Г-ну Кучме хотелось бы также, чтобы США поддержали региональную организацию, объединяющую Украину с несколькими другими бывшими советскими республиками, которая пытается построить новые маршруты транспортировки нефти и газа в обход территории России. Российский президент Владимир Путин, прилагающий большие усилия к тому, чтобы увеличить влияние Москвы на Украину, призывает российские компании покупать украинские промышленные предприятия; и г-ну Кучме хотелось бы, чтобы администрация США также призвала американские компании инвестировать в Украину.
Дилемма для администрации Буша-младшего в том, что важность Украины и бросающаяся в глаза кампания г-на Путина не позволяют ей напрочь отвергать открыто заявленный интерес г-на Кучмы к сотрудничеству с Западом. Вместо этого необходимо протестировать его, призвав Украину выполнять свои обещания по части экономических реформ и предложив поддержку таких институтов, как МВФ, если окажется, что перемены действительно имеют место. Ведь, в конце концов, Украина - как и путинская Россия- никогда не сможет стать настоящим партнером США или частью объединенной Европы, если не докажет, что согласна полностью соблюдать демократию и права человека.
Администрация Буша-младшего может ясно заявить об этом украинцам - и, быть может, кое в чем им помочь - продолжая настаивать на ответах, касающихся Георгия Гонгадзе.