Москва, 24 июня 2001 года. Для того чтобы завоевать черный пояс по дзюдо, российскому президенту Владимиру Путину многие годы приходилось оценивать своего противника, прежде чем проводить бросок. Поэтому не удивительно, что вскоре после своего саммита с президентом Бушем-младшим (George W. Bush), в ходе которого они прощупывали души друг друга, российский руководитель нанес своему партнеру неожиданный удар - и радикально изменил условия дебатов по противоракетной обороне.
Г-н Буш-младший, казалось, ликовал по поводу того, что сумел определенным образом изменить негативное отношение Европы к его идее строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, когда г-н Путин буквально вырвал землю у него из-под ног. Российский руководитель заявил, что, если США в одностороннем порядке выйдут из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, чтобы приступить к строительству своего противоракетного щита, Россия откажется от соблюдения всех заключенных в последние 30 лет договоров по контролю над вооружениями. Забыв о своем обязательстве по второму Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) постепенно демонтировать со своих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) разделяющиеся головные части с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), - обязательстве, которое считается знаковым достижением процесса контроля над вооружениями, - Россия многократно нарастит свой ядерный арсенал.
Российский руководитель подчеркнул, что не пытается кого-нибудь устрашать. Но с обезоруживающей прямотой он продемонстрировал, что, хотя позиции России на мировой арене ослаблены, он намеревается сделать все, что в его силах, чтобы подорвать американский унилатерализм (политика односторонних действий - прим. пер.) там, где он создает - по крайней мере, в его представлении - угрозу для российских национальных интересов.
Россия как единственная страна, которая обладает способностью уничтожить США с помощью ядерного оружия, унаследовала от Советского Союза значительную часть его переговорного потенциала. У нее сохранился огромный, пусть даже и устаревающий, ракетно-ядерный арсенал, включающий МБР с РГЧ ИН, которые, согласно договоренности, должны быть либо демонтированы, либо заменены ракетами с моноблочной головной частью.
Поскольку Европа внимательно наблюдает, г-ну Бушу-младшему пока еще необходимо согласие России на изменение Договора по ПРО. Г-н Путин разъяснил, как им с г-ном Бушем-младшим следует подойти к этому вопросу: сначала изучить ракетные возможности так называемых "государств-изгоев", затем определить наилучший способ противодействия этим угрозам с помощью технологий противоракетной обороны и после начать обсуждения по тем случаям, когда предлагаемые системы ПРО входят в противоречие с Договором по ПРО. И г-н Путин ясно изложил, как будет реагировать Россия, если выяснится, что г-н Буш-младший только притворялся, что стремится к сотрудничеству с ней.
У России имеется огромный потенциал для того, чтобы расстроить американские планы, поскольку она может распространить самые современные технологии вооружений в нестабильные регионы по всему миру - то есть сделать то, чего г-н Путин сегодня обещает не делать. Однако в министерстве обороны России вот уже год ходят слухи, что Москва может продать атомную подводную лодку типа "Oscar II" (условное наименование НАТО - прим. пер.) Китаю. Подводные лодки этого типа, как и несчастная подводная лодка "Курск", которая затонула прошлым летом, вооружены сверхбыстроходными торпедами и крылатыми ракетами, созданными еще в советские времена для борьбы с американскими авианосцами. А Китай ищет системы оружия, чтобы угрожать американскому флоту в случае вооруженного противостояния из-за Тайваня. Этот перечень можно продолжить: Сирия, Ливия, Иран и Ирак давно хотят заполучить русские ракеты, однако г-н Путин пока их им не дает, продолжая совместно с Европой и США поиски путей прекращения распространения опасных технологий.
Представляется, что г-н Путин нашел великолепный выход. До тех пор, пока он будет придерживаться основополагающих договоров - длинного перечня договоренностей о контроле над вооружениями, которые единственно дают гарантии безопасности в ядерный век - г-н Буш-младший будет нести всю полноту ответственности за любые последствия его решения выйти из Договора по ПРО. Ценой выхода США из Договора по ПРО, говорит г-н Путин, станут Договоры СНВ-1 и СНВ-2 - не говоря уже о вероятном отказе от продолжения переговоров с целью заключения Договора СНВ-3, которые потенциально могут привести к сокращению ядерных арсеналов России и США еще наполовину.
Кроме того, г-н Путин знает, что может оказывать на США давление и в ряде других вопросов. Один из них - Китай. По мере того, как их противоречия с Вашингтоном нарастают, Москва и Пекин сближаются друг с другом. Предполагается, что в следующем месяце эти две страны подпишут договор о дружбе и сотрудничестве и начнут также более активно кооперироваться в вопросах обороны. Г-н Путин фактически возродил треугольную дипломатию времен "холодной войны". Ракетно-ядерные силы Китая немногочисленны, однако предупреждение г-на Путина, что на российских ракетах может быть размещено больше ядерных боеголовок, наводит на мысль о том, что Россия может помочь Китаю в разработке РГЧ ИН для его МБР и тем самым нарастить его ядерный потенциал.
В таком случае Индия, Япония, Тайвань и Корея оказались бы в еще большей опасности. Если в распространении (оружия массового поражения) проявится "эффект домино" - как известно, Индия, Пакистан и другие стремящиеся к обладанию ядерным оружием государства готовятся к созданию собственных ракетно-ядерных сил - г-н Путин будет тут как тут, чтобы напомнить г-ну Бушу-младшему, с чего все началось.
Но все вышесказанное - всего лишь вероятности.
Российский руководитель заявил, что американский противоракетный щит не будет представлять угрозы для России еще примерно 25 лет. Хотел ли он этим сказать, что Россия, возможно, не станет ничего предпринимать в этой связи в данный момент? Если это так, тогда какова будет ее цена? Не потребует ли за это г-н Путин простить России ее долг советской эпохи, как предполагают некоторые советники г-на Буша-младшего?
Г-н Путин демонстрирует свою готовность сотрудничать с администрацией Буша-младшего по широкому кругу вопросов, от контроля потоков наркотиков до более сильных мер против правящего в Афганистане режима талибов. Были также намеки на то, что российская политика продажи ядерных реакторов и обычного оружия Ирану, возможно, может стать предметов переговоров с США.
А что Северная Корея? Позиция администрации Буша-младшего пока не ясна, однако Россия, Китай и Европа работают над тем, чтобы примирить этот разделенный полуостров, позволив северокорейскому лидеру Ким Чен Иру (Kim Jong Il) "сохранить лицо" и обеспечив ему достаточные финансовые побудительные мотивы для того, чтобы тот отказался от своих программ разработки баллистических ракет и ядерного оружия.
Наконец, в момент, когда США расходуют миллионы долларов на то, чтобы отправить домой 46 своих московских дипломатов, которых г-н Путин вышвырнул из страны в ответ на решение г-на Буша-младшего исключить такое же число российских дипломатов, обвиненных в шпионской деятельности, г-н Путин заявляет, что пора обоим президентам реформировать свои разведывательные службы. В эпоху новых угроз безопасности обе они, как утверждает г-н Путин, не справляются со своими обязанностями. Он предложил наладить эффективное сотрудничество между разведками двух стран, при котором они отказались бы от практики организации утечек информации и продвижения дезинформации - игра, которая велась в годы "холодной войны". Во всех этих областях есть много места как для сотрудничества, как и для соперничества. Пока еще рано утверждать, кончится ли эта игра на самом деле, но (дзюдоист) Путин стремится к тому, чтобы Соединенные Штаты потеряли равновесие.