Снежногорск, 26 июня 2001 года. Первая атомная подводная лодка вошла в боевой состав Северного флота Советского Союза в 1958 году. Вскоре Северный флот стал крупнейшим в мире. Всего в бывшем СССР было построено 247 атомных подводных лодок и пять крупных надводных кораблей с атомной энергетической установкой. В настоящее время на Северном флоте остаются в строю 67 атомных подводных лодок, однако часть из них не выходит в море по причине экономических трудностей.
В районах Мурманска и Архангельска расположены пять судостроительных верфей для ремонта и обслуживания атомных подводных лодок. На каждой из верфей также хранятся радиоактивные отходы. Твердые радиоактивные отходы заскладированы в 11 местах вдоль побережья Кольского полуострова и в Северодвинске. По сообщению норвежской экологической организации Bellona, все склады заполнены до отказа, и поэтому на некоторых из них твердые радиоактивные отходы хранятся за огражденной территорией без всякой охраны. Жидкие радиоактивные отходы хранятся почти на всех военно-морских базах. Многие из емкостей для хранения жидких радиоактивных отходов заполнены до отказа и находятся в очень плохом состоянии.
Всего было списано более 130 атомных подводных лодок, из них 88 принадлежали Северному флоту. На атомных подводных лодках Северного флота было много инцидентов. Три из них затонули, а на четырех были серьезные пожары, приведшие к жертвам среди членов экипажей. Россия эксплуатирует также восемь атомных ледоколов, хотя два из них не выходят больше в море.
На северном побережье пустынного Кольского полуострова - голый гранит и карликовые березки миля за милей - три атомные подводные лодки ржавеют в ледяных водах вблизи города Снежногорск. Эти подводные лодки никогда больше не будут использоваться, и в этом смысле их присутствие здесь является хорошей новостью Но те, кто несет ответственность за присмотр за ними, опасаются, что эти подводные лодки, и десятки им подобных, все еще могут стать причиной катастрофы, которая превзойдет по масштабам Чернобыльскую.
Два года назад тогдашний министр иностранных дел Великобритании Робин Кук (Robin Cook) обещал выделить 5 млн. фунтов стерлингов на помощь в деле очистки от радиоактивного загрязнения Мурманской области России в рамках более крупной программы, которая существовала в бывшем Советском Союзе, где защита окружающей среды всегда стояла на последнем месте. Деньги так и не поступили, а серия важных переговоров между двумя странами на прошлой неделе закончилась безрезультатно. Однако, как считают представители российской стороны, если решение этой проблемы затянется, то может оказаться, что будет слишком поздно. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявляет: "Я не хочу быть невежливым. Но я думаю, что немногие в Европе осознают истинный характер опасности".
До недавних пор верфь в Снежногорске, где ремонтируют подводные лодки, была абсолютно закрытым для посещения предприятием. Даже сейчас можно почувствовать, что руководители предприятия боятся собственной смелости, открывая проржавевшие ворота посетителям. Однако они понимают, что им ничего другого не осталось. Они хотят, чтобы остальной мир помог им отвести опасность ядерного апокалипсиса - и они верят, что эта опасность реальна. Директор верфи Павел Стеблин говорит: "Не дай Бог, здесь произойдет трагедия. Если это случится, весь мир пострадает от ее последствий". Теоретически западные страны уже признали опасность, связанную с этим ржавеющим ядерным кладбищем. Официальные представители Великобритании, однако, утверждают, что российская бюрократия противится их усилиям; англичане жалуются на недостаточную прозрачность и на то, что существуют юридические препоны, особенно по части гарантий ответственности за невыполнение обязательств по сделке. Единственное, с чем согласны обе стороны, так это то, что, если что-то произойдет, то беда будет действительно огромной. Официальные представители России поговаривают о "двухстах хиросимах".
Снежногорск расположен северо-западнее Мурманска. Это город с полумиллионным населением и бесконечными кварталами обветшалых жилых домов. Здесь экономические перемены, которые наступили в других регионах России, пока еще являются отдаленной перспективой. Мы находимся далеко за Полярным кругом, где в полночь светло, как днем. Однако даже этот странный, никогда не исчезающий свет не придает Мурманску настоящего очарования. Это место запустения в советском стиле.
На этой неделе местная электрическая компания угрожала отключить военно-морскую базу от электричества, поскольку та задолжала ей почти за год. Если компрессоры, которые закачивают в списанные подводные лодки воздух, остановятся, то эти подводные лодки могут затонуть у причалов, к которым они пришвартованы.
Стоящие в Снежногорске списанные подводные лодки - лишь часть общей проблемы Мурманской области. В этом регионе, где в Североморске, западнее Мурманска, находится главная военно-морская база Северного флота, ожидают списания 200 ядерных реакторов и 80 атомных подводных лодок. На борту построенного еще в советские времена старого вспомогательного судна "Лепсе" находятся сотни отработанных кассет тепловыделяющих элементов для ядерных реакторов. Председатель комиссии по радиационной безопасности и ядерной конверсии этого региона Александр Рузанкин говорит: "Мне неизвестна ни одна технология, которая могла бы помочь окончательному решению проблемы списанных атомных подводных лодок". Однако же, если ржавеющее судно "Лепсе" когда-нибудь пойдет ко дну, радиоактивное заражение примет катастрофические масштабы.
Далее к западу, в Андреевской губе, будет не менее трудно утилизировать 20000 отработанных кассет с тепловыделяющими элементами, хранящихся в проржавевших контейнерах. Этот регион - копилка кошмаров для окружающей среды. По словам г-на Рузанкина, подводные лодки выводятся из боевого состава с темпом примерно 15 единиц ежегодно. Для того чтобы делать это безопасно, требуются огромные финансовые расходы. Русские подсчитали, что для контролируемого решения ядерных проблем Баренцева моря необходимы 1,5 млрд. долл. США. Россия, по общему мнению, не может себе позволить оплатить все расходы. Деньги на эту программу поступают от норвежцев, американцев и членов Европейского союза.
Официальные представители России утверждают, что проблема открытости и доступа, о которой так много спорили в последние два года, "сегодня решена". Открытость при обсуждении проблем окружающей среды гораздо больше, чем в прошлом. Как известно, попытка скрыть истинные масштабы Чернобыльской катастрофы нанесла существенный ущерб. Однако нелепые табу все еще существуют.
Когда в 1996 году ныне отставной капитан 1 ранга ВМФ России Александр Никитин, выполнявший обязанности инспектора по ядерной безопасности, рассказал одной норвежской группе борцов за чистоту окружающей среды о проблемах хранения и утилизации радиоактивных отходов в Мурманской области, власти отреагировали очень бурно, заключив его под стражу по обвинению в шпионаже. Впоследствии его оправдали по всем пунктам обвинения и выпустили на свободу.
Однако даже в наши дни старые привычки отмирают с трудом. Когда иностранцы появляются на закрытых объектах, нервы у местного начальства в советском стиле напрягаются до предела. Нам разрешили взглянуть на некоторые процессы работы верфи, включая тот ее участок, где в ожидании демонтажа находилась рубка подводной лодки, а также стоял гигантский пресс, который плющит части корпуса подводной лодки и выплевывает искореженные остатки. Однако нам запретили фотографировать одиноко стоявшие в гавани три подводные лодки, в числе которых была одна с зияющей дырой в корпусе, откуда был выдран атомный реактор. "Я распорядился так", - сказал г-н Стеблин, не приведя никаких иных обоснований своего решения запретить фотографирование. Что здорово нас озадачило, так это то, что после банкета в советском стиле, с морем разливанным водки и множеством обязательных тостов, он вдруг переменил свое мнение. После высокопарного тоста корреспондента газеты "The Independent" г-н Стеблин неожиданно объявил, что отменяет свое предыдущее решение. Россия по-прежнему состоит из таких вот нелогичных моментов.
Где-то неподалеку находится место, откуда в прошлом году ушла в свой последний фатальный поход подводная лодка "Курск". Эта человеческая трагедия все еще может оказать опасное воздействие на окружающую среду. Однако другие проблемы потенциально чреваты куда более серьезными опасностями. Г-н Рузанкин высказывает недовольство как медлительностью своего правительства, так и неспособностью европейцев признать существование потенциальной проблемы для всего мира. Он также дал понять, что Кремль настолько же неохотно фокусирует свое внимание на данной проблеме, насколько и вся остальная Европа. В Мурманске или в Снежногорске нет никого, кто бы не осознавал в буквальном смысле слова взрывоопасную ситуацию, которая стоит на пороге. Однако, как заметил г-н Рузанкин, "Москва далеко, а мы рядом".