27 июня 2001 года. Президент США Буш-младший (George W. Bush), проводивший свою прошлогоднюю избирательную кампанию под лозунгом сочувствия консерваторам, в первые месяцы своего пребывания в Белом доме показал себя бескомпромиссным консерватором, заняв жесткую позицию по вопросам снижения налогов, обороны и борьбы за чистоту окружающей среды. Однако потеря контроля над сенатом и падение рейтингов в ходе опросов общественного мнения вынудили Белый дом пересмотреть свой подход. Вопрос: а не утратил ли он при этом также чувства ориентировки?
На международном фронте появились вселяющие надежду признаки, что американский президент готов ставить прагматизм впереди догмы. Он, кажется, проигнорировал более унилатералистские (унилатералист - сторонник односторонних действий - прим. пер.) настроения министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) и вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) в пользу более обдуманного взгляда на американские интересы и обязательства за рубежом. Поэтому он встал на сторону государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) в вопросах оставления американских войск на Балканах и возобновления дипломатических контактов с Северной Кореей. Подтверждая свое стремление построить в той или иной форме противоракетную оборону, он в то же время обещал консультироваться по данному вопросу с европейцами и с русскими. Американская администрация смягчила свою позицию также по вопросу международной финансовой помощи, поддержав пакеты предложений Международного валютного фонда по Турции и Аргентине. Однако г-ну Бушу-младшему еще предстоит решить, какого рода противоракетную оборону он намерен построить. Не ясно, как он сможет заручиться согласием на это русских, выступая за расширение НАТО в направлении заднего двора Москвы. Администрации США все еще необходимо выдвинуть альтернативу Киотскому протоколу о глобальном потеплении климата, проблема, к которой, по ее утверждениям, она подходит серьезно.
На внутреннем фронте г-н Буш-младший утратил контроль над повесткой законодательной деятельности. Тот факт, что американский сенат намерен обсудить права пациентов лечебных учреждений раньше, чем предложенный администрацией энергетический план и заявку на выделение дополнительных ассигнований Пентагону, является разочаровывающим напоминанием. Фактически права пациентов, энергетика и расходы на оборону - это все вопросы, которые должны решаться путем согласия между двумя партиями. Белому дому следует конструктивно подойти к достижению такого согласия. Президенту Бушу-младшему необходимо проявлять сдержанность в ожидании более ценных призов, таких, как полномочия по переговорам о торговле, для получения которых ему потребуется поддержка демократов, стоящих на центристских позициях, - в том числе и для того, чтобы перебороть изоляционистов в рядах своей собственной партии.
Свободу маневра администрации США еще больше ограничивает финансовая смирительная рубашка, которую она добровольно на себя надела, сократив налоговые сборы на 1,35 млрд. долл. Это сделает для Белого дома еще более затруднительным смазывание колес конгресса. Времени также немного. Чем ближе выборы в конгресс, которые должны состояться в следующем году, тем больше вероятность, что демократы попытаются нажить капитал на политике оппозиции правительству.
Г-н Буш-младший оказался загнанным в угол. Для того чтобы из него выйти, ему нужно вновь отыскать срединную дорогу. Привлекательный для него консерватизм тут не поможет.