За высокопарными словами о приоритете международного права, необходимости наказания военных преступников известные политики ФРГ даже не пытаются скрывать того, что удовлетворены они и тем, что торг "Милошевич - в обмен на доллары" удался на славу. Но вот в том, что выдача уже ушедшего со сцены югославского политика сможет кардинально изменить ситуацию на Балканах, в Берлине сомневаются. Создается впечатление, что за сделкой "Милошевич - в обмен на доллары" кроется нечто иное, чем стремление справедливости.
В Берлине довольны решением югославского правительства о передаче бывшего президента Слободана Миошевича (Slobodan Milosevic) Гаагскому военному трибуналу. Министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер (Joschka Fischer) почти не мог скрывать своего удовлетворения, когда он получил информацию об этом. Он вышел к журналистам уже вчера вечером, еще находясь на приеме, устроенном в честь увольняющегося со службы статс-секретаря Вольфганга Ишингера (Wolfgang Ischinger).
"Федеральное правительство с удовлетворением воспринимает факт передачи Слободана Милошевича международному военному трибуналу по преступлениям в бывшей Югославии в Гааге. Это было важное решение, важный шаг вперед для всей бывшей Югославии, а также для подозреваемых военных преступников, еще остающихся на свободе. Это было мужественное решение сербского правительства, оно заслуживает всяческой поддержки и большого уважения. Это является важным шагом на пути к окончательной интеграции Югославии в международное сообщество государств".
Арест и передача Милошевича являются чрезвычайно важным напоминанием персональной ответственности ведущих и высших политиков за свои дела и преступления.
Государственный советник министерства иностранных дел Людгер Фольмер (Ludger Volmer) добавил сегодня, что процесс против бывшего югославского президента теперь прольет свет на события, связанные с войной последних лет на Балканах:
"Мы исходим из того, что Гаагский трибунал может докопаться до первопричин всего конфликта, включая войну в Хорватии и войну против мусульман Боснии-Герцоговины, а также войну, преследовавшую цели изгнания албанских косоваров, которая стала самым страшным испытанием с момента окончания второй мировой войны".
В Берлине надеются, что выдача Милошевича будет иметь также последствия в отношении других военных преступников, которые находятся в розыске. Советник федерального канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) Михаэль Штайнер (Michael Steiner) заявил, что теперь никакой военный преступник больше не может рассчитывать на то, чтобы так просто уйти от ответственности. Югославия, добавил Штайнер, сделав такой шаг, выполнила свои международные обязательства. Таким образом, устранена главная проблема, препятствовавшая Западу в предоставлении экономической помощи Югославии.
Такую же точку зрения высказал координатор Балканского пакта стабилизации Бодо Хомбах (Bodo Hombach):
"Теперь речь идет о том, чтобы доказать Югославии, что это решение было в ее интересах, не в интересах Америки, Европы, Германии или какой-то другой страны, а в интересах ее собственного будущего. Теперь зависит от нас, какой окажется наша поддержка демократического, социального и экономического строительства, показать, что мы придерживаемся своих обещаний".
Экономическая поддержка Югославии отвечает также интересам немецких предпринимателей, которые уже ждут, чтобы принять участие в возрождении страны.
Несмотря на удовлетворение, связанное с выдачей Милошевича, в Берлине по-прежнему с тревогой наблюдают за развитием ситуации на Балканах. То, что происходит там, глубоко беспокоит федеральное правительство. Необходимо сделать все, чтобы дать шанс политическому решению конфликта и не мостить путь к очередной трагедии, сказал министр иностранных дел Фишер. Условия для этого сейчас все же благоприятнее, чем раньше, поскольку международное сообщество государств представлено в регионе и в политическом, и в военном отношении.