Центральный банк России видит свою главную задачу в том, чтобы заниматься политикой в сфере курсового обмена и, не имея других средств, принуждает экспортёров обменивать большую часть своей выручки на рубли. А последнее время неуклюжая система попала под прицел критики также со стороны правительства.
Центральный банк России видит свою главную задачу в том, чтобы заниматься политикой в сфере курсового обмена и, не имея других средств, принуждает экспортеров обменивать большую часть своей выручки на рубли. А последнее время неуклюжая система попала под прицел критики также со стороны правительства.
Сколь либеральной должна и может быть в будущем валютная и денежная политика России? Судя по всему, в настоящее время вокруг этого вопроса между политиками и Центральным банком за московскими кулисами идет настоящее перетягивание каната. Поздним вечером в пятницу министр экономики Герман Греф заявил агентству "Интерфакс", что на специальном совещании в Кремле сошлись на том, чтобы впредь оставить за экспортерами России возможность сохранения в валюте 50 процентов получаемой выручки, а не 25, как это установлено сейчас. И они не обязаны обменивать их на рубли в Центральном банке. Текст поправки в закон должен быть передан в начале этой недели в Думу. Греф надеется, что это предложение должно быть одобрено еще до окончания летней сессии.
Политика в области обмена валюты как высшая цель
В принципе все, что в России касается обменного курса рубля, это прерогатива Центрального банка России. Конституция гарантирует ему статус в широком смысле независимого от правительства учреждения. Глава Центрального банка утверждается непосредственно парламентом, причем президенту страны дается право выдвижения кандидатуры на этот пост. Центральный банк подотчетен только парламенту. Свою задачу в сфере денежной политики Центральный банк понимает, если исходить из того, что содержит его Web-cтраничка, как, прежде всего, поддержание стабильности валюты и чуть ли не поддержание стабильности цен. Дословно о своей высшей цели это учреждение пишет следующее: "укреплять и стабилизировать покупательную способность рубля по отношению к другим валютам".
Соответственно болезненными кажутся для официальных лиц Центрального банка события позднего лета 1998 года, когда под знаком мирового валютного кризиса переоцененный рубль не выдержал. Банк был вынужден отпустить валюту в свободное плавание, курс рубля по отношению к доллару за один год уменьшился с 6.40 до 25.30 рублей, и не только правительство, но и многочисленные банки соответственно оказались неплатежеспособными. С той поры Центральный банк предпринимает все возможное, чтобы возвратить рублю пошатнувшееся доверие населения. Оно следовало политике обмена и стабилизации "плавающего курса", предусматривающего пополнение "военной кассы". В качестве дополнения проводились мероприятия, которые ограничивали хождение доллара, который можно получить в неограниченном количестве в каждом обменном пункте, в качестве параллельной валюты. Так, любая покупка или продажа в магазинах должна осуществляться официально исключительно в рублях. Однако стоимость до сих пор часто пересчитывается в "долларовый эквивалент", а население содержит свои накопления в валюте.
Контроль за фирмами как неподходящее средство
С тем, чтобы лучше контролировать обменный курс и пополнять свои валютные резервы, Эмиссионыый банк издал в 1998 году инструкции, которые принуждали экспортеров, возвращать в страну в короткие сроки свою выручку от экспорта и не менее 75 процентов нее переводить в рубли. Для того, чтобы эта система функционировала, экспортеры должны отчитываться о своих сделках пред Центральным банком, а то покупал валюту по курсу установленному на данный день. В контроле задействовано учреждение с целой армией чиновников, которые заадминистрировали систему. Наличие таких инструкций, которые обычно вызывают желание их обойти, вызвали в последнее время громкие протесты и требование отмены принудительного обмена. При этом важного союзника они нашли, по меньшей мере, согласно официальным данным, в президенте России Путине.