Политика США на Ближнем и Среднем Востоке потерпела очередную неудачу, когда Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) не сумел принять согласованного решения по резолюции об "умных" санкциях против Ирака. Задержка с утверждением этой резолюции и оппозиция России американским предложениям были неоправданными. В который уже раз неспособность ООН достичь согласия позволяет иракскому лидеру Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein) заявлять о своей победе. Тем самым разваливающийся режим санкций против Ирака, который был введен 11 лет назад, подрывается еще сильнее.
Это правда, что предложения США не оживили бы экономику Ирака и не вывели из изоляции потрепанное иракское общество. Но они позволили бы облегчить доступ к гражданским товарам и лишить Саддама Хуссейна накопленных путем контрабанды нелегальных фондов. Важно, что целью пересмотренных санкций являлось перекладывание ответственности за опустошение Ирака на иракский диктаторский режим и изменение представлений арабского мира о том, что США вознамерились уничтожить иракское общество. Столкнувшись с угрозой России использовать свое право вето, США и Великобритания решили не добиваться голосования по "умным" санкциям. Москва, очевидно, очень хочет сохранить свои коммерческие и политические связи с Багдадом. Но идеи США не восприняли также и соседи Ирака. Подготовленный Великобританией проект резолюции был разбавлен двусмысленными фразами об ответственности стран региона за контроль над нелегальной торговлей. Иордания, экономика которой в большой мере зависит от экономических связей с Ираком, попала бы в очень затруднительное положение, если бы попыталась следовать требованию о новых пограничных ограничениях после того, как Багдад выступил с угрозами прекратить субсидированные поставки нефти соседям.
И все-таки США не следует отказываться от новых попыток убедить Россию в достоинствах своего предложения. Это предложение уже одобрили Великобритания и Франция. Отношение Китая к "умным" санкциям также смягчилось. В то же время, однако, США и Великобритании следует начать проводить в жизнь некоторые из пунктов своего предложения. Поток товаров в Ирак может быть упрощен, если эти две страны сократят строгую практику блокирования доступа иракцев к жизненно важным товарам, которые могут иметь также и военную полезность. Официальные лица ООН критикуют их за данную практику, которая без необходимости мешает торговле.
Тем временем ястребиным членам администрации Буша-младшего (George W. Bush) не следует использовать неудачу этой недели для оправдания более смелой политики вроде поддержания иракской оппозиции в изгнании, которая дискредитировала себя в глазах широкой общественности, и стремления к свержению правящего в Ираке режима. Такие устремления не пользуются международной поддержкой, особенно в арабском мире. Они никаким образом не помогли бы улучшению отношения к США в регионе. Несмотря на трудности, с которыми столкнулось принятие "умных" санкций, облегчение эмбарго посредством согласованного решения ООН остается самым разумным направлением для американской политики.