Вашингтон, 4 июля 2001 года. Многие из тех, кто следит за вырабатывающимся политическим стилем Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), отмечают его поразительное использование риторики, затрагивающей темы сердца и души. Редактор американского журнала "The National Review" Рич Лоури (Rich Lowry), опубликовавший свою статью в газете "The Washington Post" в прошлое воскресенье, был последним из тех, кто обратил внимание на "по сути клинтоновскую" тенденцию 43-го президента США притягивать в политические дебаты по самым различным вопросам свои оценки душевных качеств других людей - или своих собственных качеств. Самым свежим и спорным примером экскурса в область осязательно-чувственных наук было его уверенное определение характера российского президента Владимира Путина. "Я заглянул ему в глаза и нашел, что это очень открытый человек, которому можно доверять, - сообщил президент к смятению своих консервативно мыслящих помощников. - Я сумел постичь его душу".
Ученые мужи предлагают различные рациональные объяснения факту пристрастия г-на Буша-младшего к языку чувств и духовности. Говорят, что на политическом уровне он пытается смягчить временами где-то суровый общественный имидж своей партии; на личном уровне он говорит, как глубоко верующий человек, на языке, который заимствует как у его церкви, так и у его победы над алкоголем, и как человек, чья сила - в личной обаятельности и способности к убеждению собеседника. И все эти объяснения, кажется, содержат часть правды.
Однако эпизод с г-ном Путиным - поскольку он в конечном итоге привел романтично-наивную философию г-на Буша-младшего к объекту, где ее применение представляется совершенно неподобающим - открывает дверь к дальнейшему объяснению. Разве не может быть, что г-н Буш-младший прибегает к торжественному обнародованию своих чувств как к своеобразной маскировке, способу уклонения от неприятных, провокационных вопросов? Это известная с незапамятных времен всем студентам-троечникам житейская мудрость забалтывания заданного преподавателем вопроса. Когда тебе задают трудный вопрос, то едва ли отыщется другой, более эффективный способ уклониться от него, чем начать отвечать на совершенно иной вопрос.
Давайте вернемся к прошлому. Г-н Буш-младший проявляет тенденцию говорить о сердце и душе в моменты, когда его ставят под удар. Когда в ходе первичных выборов в Республиканской партии ему задали вопрос, какой из философов оказал на него наибольшее влияние, г-н Буш-младший ответил: "Христос, ибо он изменил мое сердце". Точка. И хотя его ответ породил жаркие споры о том, не является ли это неуместной попыткой привнести в избирательную кампанию религиозную тему, он позволил г-ну Бушу-младшему благополучно перескочить опасный вопрос, а читал ли он в своей жизни вообще что-нибудь, что ему запомнилось?
В ходе состоявшихся осенью прошлого года дебатов с тогдашним вице-президентом США Элом Гором (Al Gore) г-н Буш-младший постоянно возвращался к заверениям относительно собственных добрых намерений и чистоты своих помыслов. Когда г-н Гор обрушился на его прошлое, указав, что, будучи губернатором штата Техас, г-н Буш-младший возражал против выдачи медицинских страховых полисов женщинам и детям, г-н Буш-младший ответил: "Вы можете называть любые цифры, но я вам говорю, мы заботимся о своем народе в Техасе┘Если он пытается намекать на то, что я - жестокосердный человек и не забочусь о детях, то он абсолютно не прав". Здесь опять-таки со стороны г-на Буша-младшего было приглашение восхищаться его сердцем вместо того, чтобы исследовать его голову.
В пространном интервью с Пегги Нунан (Peggy Noonan) после своей встречи с г-ном Путиным г-н Буш-младший пересказывал обстоятельства этой встречи. Он, по его словам, заявил российскому президенту, что "неверно думать о том, чтобы взорвать друг друга. Это не позитивная мысль. Это представление времен "холодной войны". Это идея, которая относится ко временам, когда люди были врагами друг другу". Геополитический анализ такого уровня, кажется, указывает на возможность того, что разговоры г-на Буша-младшего о душе во время его совместной с г-ном Путиным пресс-конференции были направлены на то, чтобы уклониться от опасных мелей, связанных с обсуждением двусторонней дипломатии.
Консерваторам очень нравится поносить слащаво-сентиментальные, "ориентированные на моральные ценности" обычаи в образовании, которые 60-е годы якобы обрушили на нашу землю. Поэтому можно считать прелестной иронией то, что они выбрали в президенты человека, который склонен то и дело прибегать к слащаво-сентиментальным эмоциональным премудростям. Ведь в столь многих других аспектах - в его презрительном отношении к выступавшим с протестами студентам, которые окружали его в Йельском университете, в его попытках внедрить дух уважения к себе в Овальном кабинете, куда он неизменно является в пиджаке при галстуке - г-н Буш-младший является человеком, который сознательно идет на конфликт со своим поколением.
Но в одном-единственном случае, в его легковесных претензиях на главенство сердца он является воплощением добродушно-веселого человека, создающего вокруг себя ажиотаж, всегда готового у тому, чтобы демонстрировать чувственные ощущения вместо фактов.