5 июля 2001 года. Столкнувшись с оппозицией несговорчивой России, Вашингтон благоразумно отложил свои попытки реконструировать санкции против Ирака на более поздний срок и согласился на продление существующего режима санкций еще на 5 месяцев. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) получила время для выработки удовлетворительного компромисса с Москвой. Политика в отношении Ирака должна занимать одно из первых мест в перечне тем для обсуждения при очередной встрече г-на Буша-младшего с российским президентом Владимиром Путиным позднее в этом месяце.
В течение многих недель Америка и Великобритания добиваются поддержки своего проекта новой резолюции Совета Безопасности ООН, которая облегчила бы Багдаду импорт потребительских товаров, ужесточив в то же время запрет на ввоз в эту страну оружия и его компонентов. Эти изменения имеют важное значение, и не только лишь как ответ на жалобы гуманитарных организаций по поводу чрезмерных экономических лишений, которым подвергается гражданское население Ирака. Эта страна добивается все больших успехов в деле контрабандной транспортировки своей нефти через Турцию и Иорданию, что позволяет Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein) избегать финансового контроля со стороны ООН, который призван помешать ему тратить полученные от продажи нефти деньги на закупки вооружений.
Поскольку международных военных инспекторов в Ираке нет уже два с половиной года, растут опасения, что Ирак, возможно, тайно возобновил свои программы в области биологического, химического и ядерного оружия. Предложенная Лондоном и поддержанная Вашингтоном новая резолюция затруднила бы Ираку подобные действия. Она привела бы к ужесточению пограничного контроля за нелегальным импортом оружия и, расширив перечень, разрешенных к ввозу в страну товаров для нужд гражданского населения, сделала бы политически более легким для соседних стран пресечение контрабандного вывоза иракской нефти.
По вышеуказанным причинам г-н Хуссейн резко противится новой резолюции. Вместо этого он требует как можно быстрее отменить все санкции и прекратить международный финансовый контроль. Россия встала на сторону Ирака, как уже не раз делала в прошлом. Всего лишь месяц назад Москва в предварительном голосовании в ООН высказалась в поддержку выдвинутых Вашингтоном и Лондоном концепций. Но затем она переметнулась на сторону Багдада. Франция и Китай, две другие страны, которые иногда поддерживали Ирак в Совете Безопасности ООН, на этот раз, кажется, готовы поддержать подход англичан и американцев, как и все другие члены Совета Безопасности, исключая Россию.
Москва сегодня находится в полной изоляции. Только она одна несет ответственность за задержку с облегчением участи иракского гражданского населения. Это не очень многообещающий способ достижения объявленной г-ном Путиным цели восстановить дипломатическое влияние Москвы в арабском мире и в ООН. Г-н Хуссейн во вторник сам попал в неудобное положение, когда стало известно, что по меньшей мере один высокопоставленный иракский дипломат в ООН запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки.
Как мудро признали г-н Буш-младший и г-н Путин, когда встречались в прошлом месяце, конструктивные отношения между Россией и Америкой могут пойти на пользу обеим странам. Из многих вопросов, которые их сегодня разделяют, вопрос о санкциях против Ирака будет, по всей видимости, наиболее простым для разрешения. Усилия с целью помешать Саддаму Хуссейну создавать оружие массового поражения способствовали бы укреплению безопасности как США, так и России.