Люди гибнут в массовом порядке не от ядерного оружия, а от пистолетных пуль и осколков гранат. Сегодня к изучению этой проблемы приступила Организация Объединенных наций. Если участники созванной ею конференции придут к единому мнению, то о нелегальной торговле огнестрельным оружием можно будет забыть.
Великие державы периода "холодной войны" годами вели переговоры о межконтинентальных баллистических ракетах и ядерном оружии, и, в конечном счете, были подписаны соответствующие договоры. В военных действиях это оружие после 1945 года никогда не применялось и служило в качестве возможного устрашения. Однако ни одним соглашением не контролируется или не ограничивается распространение оружия массового уничтожения, которое находит реальное практическое применение: автоматы, винтовки, пистолеты, ручные гранаты. В ходе войн 90 процентов всех погибших являются жертвами применения огнестрельного оружия. В настоящее время в результате его применения ежедневно гибнут 1 300 человек. 70 процентов этих жертв не являются непосредственными участниками соответствующего конфликта - это женщины, дети, старики. За прошедшие годы в результате применения индивидуального оружия погибли три миллиона человек.
Начиная с сегодняшнего дня, и вплоть до 20 июля, конференция ООН впервые будет рассматривать возможность ограничения распространения таких видов оружия. Мир перенасыщен им, миллиарды единиц стрелкового оружия хранятся дома в шкафах, блуждают из одного региона конфликта в другой. Оно дешево, его легко транспортировать, с ним легко могут управляться даже дети. Такое оружие - идеальное средство для ведения многочисленных региональных и локальных конфликтов в эпоху, когда больше не существует конфронтации между блоками.
Государство в роли торговца
Жертвы такого оружия живут, прежде всего, в бедных странах, в Конго, в Афганистане или Сьерра Леоне. Однако производится это оружие, в основном, в странах, которые придают большое значение праву называть себя миролюбивыми: в США или в Германии, которая в 1994 - 1998 годах даже оказалась самым крупным экспортером пистолетов и револьверов. Именно политика разоружения вызвала беспримерное перенасыщение индивидуальным оружием рынков вооружений. После того как не стало Национальной народной армии ГДР, только Турция и Финляндия получили из старых армейских запасов 400 000 единиц огнестрельного оружия и много боеприпасов к нему.
Однако в данном случае речь идет о "легальной торговле", а конференция ограничивается обсуждением проблемы "нелегальной торговли". Нелегальной - с точки зрения существующих правил торговли, когда ею занимается не государство. Иными словами, государства - крупные торговцы оружием придают большое значение ограничению такой торговли, которой занимается кто-то другой, но только не своего собственного оружейного бизнеса. И это несмотря на то, что, по имеющимся оценкам, примерно 80 процентов торгового оборота индивидуального оружия проходит по государственным каналам. Вскользь упоминается тот факт, что в прошлом в качестве нелегальных торговцев огнестрельным оружием часто выступали сами спецслужбы, которые, например, вооружали милицию никарагуанских контрас, афганских талибов или косоварскую армию УЧК.
Представитель Берлинского информационного центра по вопросам трансатлантической безопасности Отфрид Нассауэр (Otfried Nassauer) так объясняет двусмысленную позицию государств в вопросах торговли огнестрельным оружием: "Государства опасаются за свой суверенитет, источники денег и возможность оказания влияния". Он тем не менее считает усилия, завершившиеся решением о проведении конференции, по меньшей мере, "признаком доброй воли". Главным мероприятием плана действий, который предстоит утвердить в Нью-Йорке, должна быть, по мнению Нассауэра, маркировка оружия: "Оно или не должно отчуждаться, или необходимо ввести правило, что всякое немаркированное оружие рассматривается как нелегальное". Такой способ позволит, возможно, контролировать, чтобы оружие не попадало из рук участников одного конфликта в руки противоборствующих сторон в другом кризисном регионе. Решающим является наличие ясных правил кодекса поведения в торговле огнестрельным оружием или в посреднических операциях: "Если, например, какой-то немец ведет свой бизнес из Лихтенштейна, он должен действовать по законам Германии", - говорит Нассауэр. ЮНИСЕФ, кроме того, требует, чтобы государства провели инвентаризацию всех запасов такого оружия и обеспечили его надлежащее хранение. Государства, продающие оружие, должны обеспечивать себе право "контроля доставки товара", проверки того, что оружие действительно попало по назначению. С целью контроля за маклерами и экспедиторами должно быть введено государственное лицензирование их деятельности. Доработка образцов вооружений должна быть лимитирована и поставлена под контроль. Не последнее место в проекте документа конференции отводится вопросу о возможности сбора и уничтожения излишних запасов индивидуального оружия. Это можно было бы, например, поручить немецким солдатам, которые находятся в кризисных регионах, в таких, как Сомали или, быть может, сначала в Македонии. Не исключено, что им придется изымать у милиции немецкие винтовки G-3.