10 июля 2001 года. В советские дни подавление свободы прессы в России осуществлялось достаточно грубыми методами. Государство бесстыдно контролировало все средства массовой информации. Газеты публиковали увлекательные материалы о выполнении пятилетних планов, расписывая, как товарищи превысили плановый показатель, предусматривавший собрать 6,5 миллиона бушелей (1 бушель = 0,352383 гл) турнепса, тогда как телевещательные станции раз за разом показывали Михаила Барышникова (до того, как он бежал за границу) в "Лебедином озере".
Сегодня российский президент Владимир Путин действует более изощренно, и избрал в качестве своего новейшего инструмента тирании прессы невероятную вещь: газовую компанию. Точнее, контролируемую государством газовую корпорацию "Газпром". На прошлой неделе российский суд присудил "Газпрому" 52% акций последней в стране независимой радиостанции "Эхо Москвы", живые, высококачественные передачи которой нередко содержали критические замечания в адрес г-на Путина и устроенной им бойни в Чечне. Все пять заместителей директора компании, а также 12 журналистов сразу же подали в отставку. "Я ни секунды не останусь на радиостанции, контрольный пакет акций которой находится в руках государства", - объявил один их уходящих комментаторов.
Если эта история покажется вам чем-то знакомой, то это не удивительно: ведь нынешней весной "Газпром" приобрел солидный пакет акций НТВ, последней российской независимой телевещательной станции. Впоследствии укрощенная НТВ в освещении политических событий настолько старательно избегала любой прямой критики г-на Путина, что тем самым подтвердила, что, да, даже газодобывающая компания способна стать душителем свободы прессы.
И радиостанция "Эхо Москвы", и телестудия НТВ ранее принадлежали холдинговой компании "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, и в обоих случаях захват этих компаний происходил под предлогом возмещения долга г-на Гусинского его кредиторам. Сегодня этот медиамагнат, обвиненный в мошенничестве и отмывании денег - обвинения, которые он сам всегда называл политически мотивированными - находится в добровольной ссылке за границей. Испания отказалась выдать его России, и из-за границы он пытается передать свою долю акций радиостанции "Эхо Москвы" работающим на этой станции журналистам, однако Московский городской суд вместо этого переложил его акции в карман "Газпрома". Российские прокуроры также заняли офисные помещения принадлежащей г-ну Гусинскому холдинговой компании "Медиа-Мост".
На прошлой неделе на радиостанции "Эхо Москвы" побывали сотрудники Федеральной службы безопасности России (преемница советского КГБ), что свидетельствует о проявляемом правительством интересе к тому, что там происходит. Представители правоохранительных органов не появлялись на радиостанции с 1991 года, когда КГБ безуспешно попытался прикрыть трансляцию радиопередач во время неудавшейся попытки государственного переворота против тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева. "Эхо Москвы" - единственная остававшаяся в эфире на протяжении всего путча независимая радиостанция - обеспечивала жизненно важное освещение событий.
А тем временем "Газпром" закрыл принадлежащую г-ну Гусинскому газету "Сегодня" и уволил весь состав редакции его новостного журнала "Итоги". История с захватом радиостанции "Эхо Москвы" была опубликована только в одной газете, "Коммерсантъ", тогда как телеканал НТВ - памятуя о собственном тесном знакомстве с газпромовским вывертыванием рук - вообще не сообщил об этом. Что ж, может, тот день выдался для него богатым на другие новости.
На прошлой неделе Государственная Дума РФ приняла имеющее касательство к нашей теме решение, которое сыграло на руку г-ну Путину. В интересах "национальной безопасности" члены прокремлевского объединения "Единство" проголосовали за ограничение прав иностранных совладельцев крупных российских телевещательных компаний. Этот законопроект скажется только на ОРТ, РТР, ТВ-6 и НТВ. Первые две телевещательные компании уже находятся под контролем государства. Следовательно, данный законопроект направлен против ТВ-6 и НТВ.
Владельцем телеканала ТВ-6 является медиамагнат Борис Березовский, якобы имеющий двойное (российско-израильское) гражданство, что лишает его возможности иметь 50% и более акций данного канала. Что касается телеканала НТВ, контролируемого в настоящее время "Газпромом", известно, что основатель CNN Тед Тернер (Ted Turner) одно время хотел приобрести часть его акций. Сторонники данного законопроекта заявляют, что, если иностранцам вроде г-на Тернера позволить покупать контрольные пакеты акций крупных телеканалов, они потенциально будут способны оказывать такое сильное влияние на общественность, что фактически смогут выбирать президента и парламент России.
Телевидение и в самом деле является мощным политическим инструментом. И кто же стоит у руля трех из четырех ведущих российских телевещательных каналов, не говоря уже о множестве других влиятельных российских средств массовой информации? Ответ: государство. Государство заняло такие позиции в собственности, что, по утверждению членов "Единства", сами политики могут эффективно выбирать себе правительство. Государство выбирает государственные органы? Да-а┘ Этому есть свое название.