Тбилиси заявляет, что Россия намеренно медлит с выводом войск, чтобы не дать Грузии выйти из сферы ее влияния и сохранить военное присутствие в Закавказье. По мнению Грузии, последние шаги России - приостановка поставок природного газа, введение визового режима и угрозы преследовать чеченских повстанцев, укрывающихся, по заявлению Москвы, на грузинской территории - часть кампании по запугиванию южного соседа. Некоторые западные государства выразили протест против третирования Россией этой страны, которая при президенте Эдуарде Шеварднадзе рассердила Москву желанием вступить в НАТО. Президент Буш (Bush) поднял этот вопрос во время саммита в Любляне в прошлом месяце с президентом Владимиром Путиным.
В интервью грузинскому радио президент Шеварднадзе призвал в понедельник Москву выполнить обещание по выводу войск. "Международные обязательства должны неукоснительно соблюдаться", - подчеркнул он. Вывод российских войск из четырех баз в Грузии предусмотрен соглашением, подписанным в 1999 году на стамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (Organization for Security and Co-operation in Europe). Крайний срок вывода войск с первых двух баз был определен в соглашении первым июля, однако только одна из них - в Вазиани - была передана Грузии Россией в прошлом месяце, вторая же - в Гудауте - по-прежнему находится в руках русских. Москва утверждает, что ее уходу из Гудауты, воспрепятствовали местные жители, заблокировавшие дороги к базе. Гудаута расположена в Абхазии, уже 8 лет находящейся под контролем пророссийски настроенных сепаратистов. Москва также заявила, что обеспечение безопасных условий для эвакуации войск - обязанность грузинской стороны. Шеварднадзе во вчерашнем радиоинтервью назвал эти доводы "неубедительными". Россия, кроме того, утверждает, что ей потребуется 14 лет, чтобы закрыть свои базы в Батуми и Ахалкалаки, тогда как Тбилиси заявляет, что для этого будет достаточно два-три года.
По мнению аналитиков, своими действиями Россия, возможно, добивается определенных уступок от Грузии, в частности, обязательств в том, что третья сторона, например НАТО или США, не займут базу в Гудауте после ухода российских войск. Озабоченность России присутствием НАТО на Кавказе выросла, когда альянс в прошлом месяце провел первые военно-морские учения в этом районе.