Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Амбициозные устремления России в отношении Каспия

Почти незаметно для политиков в Вашингтоне Москва в очередной раз делает заявку на мировое господство

Амбициозные устремления России в отношении Каспия picture
Амбициозные устремления России в отношении Каспия picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Под стратегическим руководством президента Владимира Путина Россия пытается добиться права решающего голоса в контроле над крупными источниками энергии в Каспийском море и в Персидском заливе. Пока что ее усилия являются настолько же успешными, насколько и смелыми. Если России не противодействовать, она станет ведущей державой не только на Каспии, но также и в зоне Персидского залива. Вашингтону давно пора обратить на это внимание.

Вашингтон, 11 июля 2001 года. Почти незаметно для политиков в Вашингтоне Москва в очередной раз делает заявку на мировое господство. Под стратегическим руководством президента Владимира Путина Россия пытается добиться права решающего голоса в контроле над крупными источниками энергии в Каспийском море и в Персидском заливе. Пока что ее усилия являются настолько же успешными, насколько и смелыми.

Преследуя свои амбиции, Москва оказывает экономическое и политическое давление на прикаспийские государства в широком диапазоне. В течение прошлого года Россия усилила нападки на Азербайджан, обвиняя его в активной поддержке исламского восстания, которым охвачена сепаратистски настроенная Чечня. Под этим предлогом Москва угрожает ввести визовый режим, ограничив доступ в Россию большому числу азербайджанцев, которые там работают. Поскольку обе страны понимают, что такой шаг практически приведет к развалу неокрепшей экономики Азербайджана, не удивительно, что президент Гейдар Алиев благоразумно предпочел покориться. В последние несколько месяцев Азербайджан смягчил свое неприятие Содружества независимых государств (СНГ), в котором доминирует Москва, и в начале 2001 года подписал декларацию, официально признающую ведущую роль России в ряде крупных международных вопросов, включая ее заявки на богатства Каспия, что является, пожалуй, одним из величайших достижений г-на Путина на сегодняшний день.

Грузия, которая по-прежнему зависима от российских энергоносителей, но не имеет денег для того, чтобы за них платить, также оказалась под прицелом Москвы. В конце 2000 года, во время одной из рекордно холодных зим, Кремль стал угрожать Грузии отключением от источников энергии вследствие неплатежей. В Тбилиси сразу же оценили возможные последствия такого шага Москвы. Грузия все больше отходит от Европы и США в вопросах региональной безопасности и в других важных дипломатических вопросах, предпочитая не терять благосклонности России.

В отношении Казахстана Россия практикует более тонкий подход, активно лоббируя за выход страны из проекта строительства магистрального трубопровода Баку-Джейхан (для транспортировки нефти из Баку, Азербайджан, в Джейхан, Турция). Вместо этого российские официальные лица подталкивают Казахстан к принятию совместной транзитной политики и к "единому энергетическому балансу" с Москвой, отрицая необходимость для Казахстана участвовать в региональных инициативах США. Это, разумеется, было бы для Москвы еще одним крупным успехом, поскольку Казахстан является самым важным из всех прикаспийских государств: согласно прогнозам, в ближайшем десятилетии он сможет добывать почти столько же нефти, сколько и Саудовская Аравия, то есть 7-8 млн. баррелей в сутки (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л).

А в прошлом году через брокерскую компанию "Itera", которая связана с находящейся под контролем государства российской газовой монополией "Газпром", Москва сумела взять под свой контроль значительную часть инфраструктуры энергетического сектора страдающих от безденежья Армении и Грузии. В результате не только эти две страны попадают во все более сильную зависимость от Москвы, но в ближайшем будущем в такой зависимости может оказаться и Европа, поскольку запасы природного газа в Северном море и в зоне Персидского залива (которые в настоящее время являются основными источниками энергии для европейских стран) начали истощаться.

Логика, которой руководствуется Москва, вполне понятна. Если ресурсы Каспия будут эксплуатироваться в масштабах, примерно соответствующих прогнозируемому потенциалу, дополнительные объемы добываемой на Каспии нефти могут вывести нефтедобычу Россию и ее союзников по СНГ на уровень стран Персидского залива, в результате чего она станет энергетической сверхдержавой. Даже Советский Союз в период своего расцвета не сумел приблизиться к этому.

Однако энергетическая политика Москвы не ограничивается только Каспием. Россия также все настойчивей пытается прорваться к Персидскому заливу и консолидировать свои энергетические завоевания в этом регионе. Поэтому она инвестировала значительные средства в энергетический сектор Ирана (на долю которого приходится примерно 5% общего объема поступающей на мировые рынки нефти), подписав многочисленные контракты на разработку нефтяных и газовых месторождений. В апреле 1999 года, например, эти две страны подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в деле разведки и разработки газовых месторождений, включая создание совместных энергетических фирм, а позднее в этом году российские и иранские официальные лица проводили активные консультации, касающиеся дальнейшего расширения сотрудничество в области газа и нефти. Совсем недавно российские компании попытались принять участие в освоении недавно открытых месторождений нефти в иранском Хузистане.

В Ираке, который занимает второе место в мире по нефтедобыче и является крупным источником природного газа для стран региона, Москва практически монополизировала как текущую добычу нефти, так и ее резервные запасы, созданные в стране после введения против нее торговых санкций. К концу 1997 года российские фирмы уже подписали контрактов на разработку нефтяных месторождений Ирака на общую сумму более 3,5 млрд. долл. США. Россия в настоящее время является самым крупным потребителем иракской сырой нефти, а ее компании контролируют концессии, стоящие многие миллиарды долларов. Эти маневры позволили России взять под свой контроль почти третью часть из общих разведанных запасов нефти в Ираке, оцениваемых на уровне 650 млрд. баррелей, а также половину или более разведанных запасов иракского природного газа, оцениваемых на уровне 1800 триллионов кубических футов (1 кубический фут = 0,028317 кубометра). Если сложить их с собственными запасами России (около 50 миллиардов баррелей сырой нефти) и с запасами Каспия, то доминирующее положение в нефтедобыче в зоне Персидского залива может позволить Москве практически диктовать условия продажи энергии не только странам СНГ и Европы, но также и Вашингтону.

Проводя эту политику, Россия настойчиво работает над тем, чтобы укрепить свои позиции в регионе и сократить американское влияние. Применяя разнообразные методы, от дипломатической поддержки до продажи оружия и военного сотрудничества, Россия значительно продвинулась вперед в вопросе вовлечения в свою орбиту таких стран, как Ливия, Сирия и Ирак. Иран, в частности, с которым она недавно подписала сделки о поставках оружия и военном сотрудничестве на общую сумму около 7 млрд. долл. США, занимает очень важное место в планах Москвы.

Россия активно стремится завоевать мировые рынки энергоносителей. Пока что ее главным капиталом является бездеятельность Америки. Если России не противодействовать, она станет ведущей державой не только на Каспии, но также и в зоне Персидского залива. Вашингтону давно пора обратить на это внимание.