Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): В новой Москве жить стало лучше

Закусочные и магазины процветают √ в Москве вновь начинается экономический бум

"The Washington Post" (США): В новой Москве жить стало лучше picture
The Washington Post (США): В новой Москве жить стало лучше picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Будучи практически мертвой три года назад, после финансового кризиса, поразившего Россию, Москва не только вернулась из экономического небытия, но и идет к тому, чтобы стать одним из европейских бурно развивающихся городов. И хорошими и негативными способами, от невообразимо возросшего уличного движения до появления по всему городу пассажей и кафе на тротуарах, Москва приобретает тот образ большого, яркого западного города, к которому она так стремится.

Открытие новых ресторанов и магазинов является частью событий, последовавших за московской революцией. Будучи практически мертвой три года назад, после финансового кризиса, поразившего Россию, Москва не только вернулась из экономического небытия, но и идет к тому, чтобы стать одним из европейских бурно развивающихся городов. И хорошими и негативными способами, от невообразимо возросшего уличного движения до появления по всему городу пассажей и кафе на тротуарах, Москва приобретает тот образ большого, яркого западного города, к которому она так стремится.

Когда члены Международного Олимпийского Комитета приедут в город, чтобы провести здесь свое заседание в четверг, на официальная повестке дня будет состоять вопрос: Пекин или один из других городов-кандидатов будет хозяином летних Олимпийских игр 2008 года. Однако Москва надеется использовать возможность показать свои достижения всему миру, начать свою собственную кампанию за проведение в ней летних Олимпийских игр 2012 года, и чтобы поправить свою репутацию за рубежом.

Девять миллионов москвичей не могут не заметить перемены. Они проявляются в виде новых зданий, комфорта, возможностей. Более десятка старых кинотеатров были усовершенствованы с 1999 года и теперь показывают все: от фильма "Лара Крофт - Расхитительница гробниц" до российских фильмов с участием женского кумира Олега Меньшикова. Бурлящая концертная и театральная жизнь предлагает дополнительные культурные развлечения. Везде можно купить фрукты и овощи, а дефицит является практически явлением из прошлого. Исчезли ряды бабушек, которые еще несколько лет назад стояли рядами около метро и торговали чем придется.

"Очереди за едой исчезли, появились очереди на выставки, - говорит Ирина Рябошайко, научный работник Музея московской истории. - Если человек хочет, он может найти работу. Любой может найти работу". После стольких лет неразберихи "депрессия закончилась. ┘ Медленно, постепенно начинает меняться настроение. Люди начинают поднимать голову. У них есть возможности. Такого никогда раньше не было".

Показателен пример шведской мебельной компании "ИКЕА". Эта фирма в прошлом году открыла в Москве магазин, и в первый же день его посетило около 40 тысяч человек, желающих купить диваны и кровати получше, и в конечном счете способные себе это позволить. С тех пор этот магазин стал самым посещаемым заведением "ИКЕА" в мире, и сейчас ведутся работы по строительству еще двух магазинов для Москвы.

"Все говорят, что Россия совершенно другая, и что это может проявляться в разных аспектах. Однако после того, как нам вбили в голову, что Россия совершенно другая, было большим сюрпризом увидеть, на что она действительно похожа, - говорит Иоган Штенберг (Johannes Stenberg), московский директор магазина "ИКЕА" по маркетингу. - На улицах необычно огромное количество машин. В магазинах необычное количество продуктов. Этот город не находится в кризисе".

Даже количество заказных убийств, характерных для ранних дней капитализма, уменьшилось. Количество убийств, выросшее в Москве в четыре раза после распада Советского Союза, в последние годы постоянно уменьшается, с 1820 в 1994 году до 1129 в прошлом, что гораздо больше, чем в Нью-Йорке, но меньше, чем в Вашингтоне, составляя всего одну треть от соответствующих показателей в этом городе.

И все же, Москва стоит особняком в стране, в которой большинство городов и деревень погружены в прошлое. И, как заметил Штенберг, некоторые из перемен в столице произошли в худшую сторону. Растущее благосостояние позволило многим купить автомобиль, однако вследствие этого пребывающая в печальном состоянии дорожная система оказалась переполнена. В середине недели пятиминутная поездка от Нового Арбата до Кремля может занять час. Тротуары иногда используются как дополнительные полосы движения, а тот факт, что левые повороты в основном запрещены, только усложняет движение.

Согласно официальным данным, на московских дорогах пыхтят 2,7 миллиона автомобилей, и каждый год к ним прибавляется как минимум еще 300 тысяч. Так как Лужков пытается строить новые дороги и мосты, ситуация ухудшилась на столько, что Всемирный Банк выделяет гранты на ее улучшение.

Все эти автомобили не способствуют улучшению качества задымленного городского воздуха. Многие москвичи переезжают из города в сельскую местность из-за того, что воздух испорчен низкими стандартами качества выхлопных газов.

Какие-то другие аспекты московской жизни практически не изменились. Бюрократы продолжают вызывать раздражение своими бесконечными бумагами и сборами. Аэропорты являются кошмаром для россиян и иностранцев своими часовыми очередями на паспортном контроле. Отсутствие действенной системы такси заставляет людей обращаться к частникам, по сути, к любому водителю, который остановится и начнет обсуждать цену. Дорожная полиция, до сих пор называемая неофициально старым советским сокращением ГАИ, продолжает быть вездесущей и грозной силой, готовой наугад останавливать водителей для проверки в надежде получения взятки за сокрытие найденных в соответствии с требованиями хитроумных документов нарушений.

Экономические изменения, произошедшие со времени августовского финансового кризиса 1998 года, впечатляющи. "В последние полгода возродился исчезнувший после кризиса средний рынок", - говорит Джон Итон (John Eaton), менеджер отеля "Marriott Grand Hotel", чья загрузка с еще двумя отелями сети "Marriott" возросла на 35 процентов за прошедший год.

Бедность продолжает оставаться серьезной проблемой в Москве, однако, даже некоторые представители самого низкого класса видят улучшения. "Возьмите мою семью, - говорит Пантюшина, рабочая-озеленитель, которая не так давно работала на Пушкинской площади сборщицей денег за посещение туалетов-кабинок. - Во время кризиса я должна была деньги всем. Я с трудом сводила концы с концами. Я не могла платить за квартиру. Я не могла платить за электричество. Сейчас я все выплатила и даже иногда могу себе позволить что-нибудь купить".

Мэр Лужков заработал репутацию строителя - новые здания, памятники, церкви, дороги, рестораны быстрого питания. Теперь, с прицелом на олимпиаду, он имеет еще большие планы. Вице-мэр Шанцев сообщил, что они планируют построить 40 супермаркетов, модернизировать старые отели, и построить больше трехзвездочных гостиниц для удовлетворения потребностей среднего класса. Около 85 миллионов долларов вложено в новые спортивные сооружения. "Мы действительно улучшаем Москву, - говорит Шанцев. - Через пять лет в Москве можно будет еще много чего увидеть".