13 июля 2001 года. Спустя месяц после того, как конгресс США в спешном порядке проголосовал за внесенный президентом Бушем-младшим (George W. Bush) законопроект о сокращении налогов в общей сложности на 1,35 трлн. долл., мы теперь слышим о том, что расчеты, с ним связанные, были и в самом деле, скажем так, несколько запутанными, и что дефицит бюджета может составить примерно 50 млрд. долл., что чревато увеличением общей государственной задолженности. Но бюджет г-на Буша-младшего - не единственная запутанная вещь в Вашингтоне наших дней. В стратегическом видении г-на Буша-младшего концы с концами также не сходятся. Дело не только в том, что многие из его подходов противоречат друг другу, но, как и в случае с "хитроумной" математикой, которая применялась при сокращении налогов, также и в том, что будут ограничены некоторые из тех действительно новаторских инициатив в сфере стратегии, которые хочет воплотить в жизнь г-н Буш-младший. Вот что выходит, когда имеешь дело с администрацией, которая пришла к власти без интегрированного политико-стратегического видения, но скорее с набором теологических посылок - по налогам, противоракетной обороне и торговле - некоторые из которых со всей очевидностью не согласуются друг с другом.
Гровер Норквист (Grover Norquist), представляю Вам Дона (сокращение от Дональд - прим. пер.) Рамсфельда (Don Rumsfeld). Г-на Норквиста, республиканца, активного сторонника сокращения налогов, запомнят как злейшего врага планов "революции в военном деле" и перекройки стратегических сил Америки, предложенных министром обороны США г-ном Рамсфельдом.
"Я голосовал против сокращения налогов, - признался мне на днях сенатор Джон Маккейн (John McCain), член сенатской комиссии по делам вооруженных сил, - потому что считал, что эта мера не защитит программу медицинского обслуживания населения ("Medicare"), как не защитит и программу социального обеспечения ("Social Security"), и чувствовал, что денег на оборону будет недостаточно. Перед нами выступали члены комитета начальников штабов США (просившие дополнительных ассигнований), чтобы покрыть нехватку средств по статьям расходов на содержание вооруженных сил; обслуживание и ремонт вооружения и боевой техники; боеготовность и личный состав - не говоря уже о расходах на национальную систему противоракетной обороны (НПРО) США и на другие новые программы. "Это (конгресс США - прим. пер.) - не единственное место, где запутанная математика сталкивается с запутанной стратегией. Президент Буш-младший, выступая с речью в Военно-морской академии США, пообещал реформировать американские вооруженные силы в эффективный механизм для ведения боевых действий, "который будет в большей мере опираться на технологии "стелс" (способы снижения обнаруживаемости военных объектов - прим. пер.), высокоточное оружие и информационные технологии". Однако те 18 млрд. долл., которые Пентагон запрашивает в качестве дополнительных ассигнований на оборону по бюджету на 2002 финансовый год, едва покрывают возросшие расходы на запасные части, денежное содержание военнослужащих и улучшение их жилищных условий - и даже не ясно, удастся ли втиснуть эти дополнительные расходы в бюджет (который сократился вследствие инициированного г-ном Бушем-младшим снижения налогов), не урезая ассигнований на медицинское обслуживание и социальное обеспечение населения. Как они собираются найти 60-100 млрд. долл. на противоракетную оборону - это загадка, особенно с учетом того, что конгресс противится сокращению ассигнований на какие бы то ни было старые программы.
Г-н Буш-младший призвал к расширению НАТО путем принятия в него новых членов из числа стран, граничащих с Россией. В то же самое время он подталкивает российского президента Владимира Путина к тому, чтобы тот поддержал в ООН американский план пересмотра санкций против Ирака. Да, у России есть собственные финансовые стимулы для того, чтобы защищать Саддама Хуссейна (Saddam Hussein). Однако никому в администрации Буша-младшего, кажется не приходит в голову, что г-н Путин, вполне возможно, никак не заинтересован в сотрудничестве с нами по Ираку, пока мы стремимся к тому, чтобы войска НАТО пришли к его порогу. Мы, возможно, не связываем эти два факта между собой, но он определенно их связывает.
Г-н Буш-младший известен как активный адвокат антипротекционизма и свободы торговли, однако, став президентом, первым делом сделал то, чему всегда противился предыдущий президент Билл Клинтон (Bill Clinton): создал официальный торговый барьер для защиты американских сталелитейных компаний от иностранной конкуренции. Отчасти это было сделано для того, чтобы нейтрализовать оппозицию планам г-на Буша-младшего в отношении глобальной свободы торговли, однако, поскольку эти его планы никогда не были полностью обнародованы и активно не претворяются в жизнь, президентский указ о протекционистских мерах в сталелитейной отрасли - единственное, что сегодня у нас есть.
Вчера возглавляемый г-ном Рамсфельдом Пентагон заявил, что вскоре начнет возводить на Аляске часть противоракетного щита Америки, не дожидаясь подтверждения факта практической осуществимости проекта НПРО США. Две недели назад г-н Рамсфельд, столкнувшись с угрозами агентов Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), поспешно отозвал из Иордании американских морских пехотинцев, которые проводили там учения, и, кроме того, вывел 5-й флот ВМС США с его базы в Персидском заливе. О чем это говорит? Мы будем развертывать системы оружия, которые не работают, против противников, которых не существует, и мы будем отзывать из-за границы войска, которые действительно противостоят реально существующему врагу.
Совершенно очевидно, что команда Буша-младшего все еще не завершила процесса интеграции всех своих идей (в стройную систему взглядов на мир - прим. пер.), заявил сенатор Маккейн, и также очевидно, что г-н Рамсфельд готовится осуществить радикальные перемены, что можно считать обнадеживающим. Однако на сегодняшний день, добавил г-н Маккейн, "за исключением НПРО, я не знаю, каково видение будущего г-ном Рамсфельдом. У нас есть все эти комиссии, но пока что из Пентагона не вышло ничего, что могло бы способствовать составлению общего плана мероприятий по реорганизации наших вооруженных сил. Это обстоятельство парализует процесс реформ, поскольку, раз мы не знаем, что собираемся делать, трудно формулировать оборонную политику. Как я надеюсь, такой план у нас вскоре будет".
Хочется надеяться, что г-н Рамсфельд нам его даст. Но я также надеюсь, что сначала он обговорит и согласует его с г-ном Гровером.